Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Семейное право - Каждый имеет право на образование задание для детей

Каждый имеет право на образование задание для детей

Каждый имеет право на образование задание для детей

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации


1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование.

Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211).

Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г.

N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека. Всеобщая Декларация прав человека (ст.

26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе. Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г.

N 11-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г.

приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед. Система российского образования представляет собой совокупность: образовательных программ и государственных образовательных стандартов; реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы): а) основное общее образование; б) среднее (полное) общее образование; в) начальное профессиональное образование; г) среднее профессиональное образование; д) высшее профессиональное образование; е) послевузовское профессиональное образование. Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование; профессиональную подготовку; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное образование.

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования: право на уважение человеческого достоинства; на свободу совести; на свободу информации; на свободное выражение собственных мнений и убеждений; на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом; право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов; право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ; равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования. Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч.

3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.

При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213). Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих. Основное общее образование — это вторая ступень общего образования.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура. Согласно . Более того, в силу установленной законом обязанности они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Часть 2 ст. 63 СК РФ, по сути, повторяет смысл комментируемой конституционной нормы, однако делает это более категорично и однозначно: если в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ указывается на то, что

«родители обеспечивают получение детьми основного общего образования»

, то, .

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.

Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Россия провозглашает область образования приоритетной.

Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства. Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами. Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г.

N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Навигация по записям

Комментарий к Статье 43 Конституции РФ

1. Образование — процесс развития, саморазвития и воспитания личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества в различных сферах деятельности. Задачи образования — знать, понимать, уметь, участвовать в творческой деятельности, иметь сложившееся эмоционально-ценностное отношение к миру.

Право на образование закреплено в важнейших международно-правовых актах. В ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и осознание ее достоинства, оно должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.

После внесения в 2007 г. поправок в была обеспечена всеобщность и обязательность полного общего образования (до этого обязательными были 9 классов, но при желании можно получить и 11-классное бесплатное образование).

По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575).

На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным. Качество образования недостаточное.

Все это характеризует действие конституционных норм на практике. Россия подписала соглашение о присоединении до 2010 г. к так называемому Болонскому (европейскому) процессу образования.

Поэтому в целях совершенствования образования в России с 2006 г. действует приоритетная национальная программа «Образование»*(577).

На науку расходуется 1% ВВП (в Китае — 2,3%)*(578). Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

(в ред. от 15.07.2008) и другими актами.

На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты.

Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления. Закон об образовании характеризует образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Он сопровождается требованием констатации (в форме экзаменов и др.) достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов).

Такие уровни в России определяются в федеральных государственных образовательных стандартах. Это необходимый объем знаний, обязательный для получения соответствующего документа об образовании.

Политика государства в сфере образования основывается на следующих принципах: уважение к правам и свободам человека; единство федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные стандарты) при условии учета региональных национальных традиций и особенностей (федеральные стандарты могут быть дополнены региональным компонентом) и при учете особенностей специализации определенного вуза (в вузах возможен вузовский компонент); общедоступность образования; адаптивность (приспособленность) системы образования к особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (например, в дошкольном образовании); светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (в России есть и религиозные образовательные учреждения, которые вправе выдавать теперь свои официальные документы, признаваемые государством, а в государственных и муниципальных учреждениях могут преподаваться различные дисциплины религиоведения факультативно); свобода и плюрализм образования (речь идет прежде всего об академической свободе и ознакомлении обучающихся с различными научными взглядами); демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений. Государственные элементы управления образованием означают существование соответствующего законодательства, государственных стандартов, определяющих минимум обязательных знаний (стандарты утверждены Минобрнауки России в качестве временных мер), управленческую деятельность министерств и их местных органов, ведающих образованием, и др. Общественный характер управления образованием обеспечивается созданием общественных советов при Минобрнауки России, включением в коллегию Министерства выдающихся ученых в сфере образования, выборностью руководителей некоторых образовательных учреждений, существованием попечительских советов учреждений, созданием педагогических советов в школах, ученых и диссертационных советов в вузах, родительских комитетов классов и школ, студенческих советов, составлением учебных планов, программ курсов самим преподавательским коллективом и т.д.

В соответствии с законодательством РФ граждане имеют право на получение основного общего образования на родном языке. Они могут выбирать язык обучения, но в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см.
В республиках в составе РФ, имеющих наряду с русским свой государственный язык (в единичных республиках, например в Карачаево-Черкесской, несколько государственных языков), изучение предметов в образовательном учреждении может вестись в равном объеме на двух государственных языках (если их два, из чего исходил Конституционный Суд РФ), это не противоречит Конституции (см.

Постановление от 16.11.2004 N 16-П*(579)).

В России действуют несколько типов образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

По завершении каждой ступени или уровня образования выдаются документы государственного образца.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и частными.

В государственных и муниципальных учреждениях обучение бесплатное; студенты, которые учатся не ниже, чем на «хорошо», получают небольшую государственную стипендию. Передача определенных полномочий в сфере образования на муниципальный уровень не противоречит Конституции, но одновременно Суд сформулировал важное положение более общего значения, имеющее отношение к известному Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ: при такой передаче Федерация или субъект РФ сохраняют свои конституционные обязанности (см. Постановление КС РФ от 15.05.2006 N 5-П*(580)).

В частных учреждениях обучение платное, стипендии могут выплачиваться лишь некоторым студентам из благотворительных фондов и иных негосударственных источников. Образовательные учреждения могут сдавать в аренду свое имущество, независимо от формы собственности. Они освобождаются от уплаты налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной их уставами, но некоторые другие налоги они уплачивают.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, установленные образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ, должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. После принятия поправок 2007 г.

в Закон об образовании 11-классное обучение обязательно для всех граждан РФ и бесплатно в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (иностранные граждане получают такое образование за плату).

В частных учебных учреждениях образование для российских граждан платное.

Для поступления в учреждения среднего профессионального образования (техникумы и др.) необходимо, как правило, основное общее образование, для поступления в вуз — 11 классов и соответствующий документ об этом (аттестат). Порядок итоговой аттестации (в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, это государственная итоговая аттестация) регулируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 17-ФЗ, который внес значительные изменения в Закон об образовании и Федеральный закон

«О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

*(581).

Он законодательно устанавливает единый (с общими требованиями для всей страны) государственный экзамен (ЕГЭ) при окончании 11 классов школы. Документ о сдаче такого экзамена служит основанием для конкурсного поступления в государственное или муниципальное учреждение высшего образования или для поступления в частный вуз.

2007-2008 гг. — переходный период, когда в отдельных местностях выпускные экзамены в школах будут проходить по прежним требованиям, с 1 января 2009 г. ЕГЭ обязателен повсеместно. Родители учеников подавали иски в суды против введения ЕГЭ, но в 2009 г.

Верховный Суд РФ признал его правомерным. Правда, в отношении лиц, закончивших школу в прежние годы, а также в отношении лиц, поступающих на заочные и вечерние отделения вузов, допускаются исключения. Результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями как результаты вступительных испытаний по соответствующим предметам (т.е.

сдавать экзамены по этим предметам при поступлении не нужно). Прием осуществляется на конкурсной основе по данным ЕГЭ.

Для организации ЕГЭ создаются базы данных (федеральные и субъектов РФ) об участниках ЕГЭ и его результатах. Участник ЕГЭ имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в базе данных. При поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, требующие наличия у поступающих творческих способностей физических или психологических качеств, а также в те учреждения, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу, учреждения вправе вводить по предметам, по которым не проводился ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания.

Их результаты учитываются наряду с данными ЕГЭ при проведении вступительного конкурса. Вне конкурса в учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп (если им не противопоказано обучение в таких учебных учреждениях), граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида, граждане, уволенные с военной службы, поступающие в высшие образовательные учреждения (по рекомендациям командитов), участники боевых действий. Некоторые категории лиц пользуются преимущественным правом на поступление (дети военнослужащих, погибших или умерших на военной службе или вследствие травм, заболеваний и др.).

Победители и призеры заключительного этапа школьных олимпиад, победители спортивных олимпиад, чемпионы и др. принимаются без вступительных экзаменов в вузы, соответствующие профилю олимпиад.

Лицам, окончившим вузы, присваиваются звания «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

2. Часть 2 комментируемой статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Закон об образовании устанавливает также общедоступность и бесплатность среднего (полного) образования в объеме 11 классов и начального профессионального образования, цель которого — подготовка работников квалифицированного труда с одновременным получением знаний в объеме основного общего образования.

Общедоступность и бесплатность относится к государственным и муниципальным образовательным учреждениям, но получение второго высшего образования в них возможно только на платной основе.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяется соответствующими программами: дошкольного образования; начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Программы могут быть типовыми или дополняться самими образовательными учреждениями, но в любом случае должны соответствовать государственным образовательным стандартам. В настоящее время действуют государственные программы, содержащие в основном предметные требования. В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д.
В отличие от них разрабатываются программы «второго поколения», которые подлежат введению в действие в основной школе с 1 января 2008 г., в «старшей школе» — в 2009 г.*(582) Обучение происходит в дошкольных учреждениях (детских садах), общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, гимназии), профессионально-технических училищах, специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии и т.д.

Наряду с государственными и муниципальными образовательными учреждениями дети могут обучаться в частных учреждениях, а также в учреждениях, создаваемых религиозными и общественными объединениями. Образовательные стандарты обязательны и для них.

3. По статье 43 Конституции России Каждый гражданин РФ может получить на конкурсной основе бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении (неграждане России могут получить его за плату). Кроме того, каждый гражданин России и не имеющий российского гражданства может получить высшее образование в частном образовательном учреждении (за плату). Такое учреждение, если оно прошло лицензирование, а затем аккредитацию (особую проверку состояния образования), также выдает диплом государственного образца.

Обучающиеся в таких вузах имеют отсрочку от призыва на военную службу, студенты негосударственных вузов, не имеющих аккредитации, такой отсрочкой не пользуются (см.

Постановление КС РФ от 21.10.1999 N 13-П*(583)). Преподавание в высшей школе строится с учетом академической свободы.

Преподаватель обязан дать обучающимся учебный материал в объеме стандарта и учебной программы, но возможно изложение его с позиций различных взглядов. Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (а также частные) имеют три организационные формы: институт (однопрофильное учреждение), академия (не менее двух факультетов), университет (не менее пяти факультетов).

Общее руководство вузами осуществляет Минобрнауки России, в составе которого есть службы и агентства. Они считаются учредителями государственных вузов (учредители муниципальных вузов — соответствующие органы местного самоуправления, частных — физические и юридические лица).

Минобрнауки России разрабатывает (при участии научной и педагогической общественности) государственные стандарты, определяет (в соответствии с законом) некоторые правила приема в вузы, решает вопросы материального и финансового обеспечения вузов, находящихся в федеральной собственности (вузы субъектов РФ и муниципальных образований обеспечиваются ими), осуществляет контроль за качеством учебного процесса (для этого в составе Министерства существует надзорная служба), организует проверку остаточных знаний студентов разных курсов (тестирование и др.).

Лица, у которых есть диплом о высшем образовании, имеют возможность получить послевузовское профессиональное образование (аспирантура и др.), готовиться к научной или педагогической работе, создавать исследования для получения ученой степени. 4. Каждый гражданин РФ обязан получить основное общее образование — 11 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней другого образовательного учреждения. Учеба в школе начинается с шести с половиной лет, но не позже восьми лет.

После завершения основного общего образования проводится государственная аттестация учащегося. Аттестат дает право продолжить обучение для получения среднего (полного) образования либо среднего профессионального образования, но чтобы иметь право поступить в вуз, нужно окончить 11 классов. Требование обязательности основного общего образования относится к лицу до достижения им 15 лет.

Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми такого образования. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет.

Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен. 5. Чтобы обеспечить необходимый уровень образования, в России (в отличие от многих зарубежных стран) законодательно закреплена необходимость государственных образовательных стандартов.

Учебный план вуза (факультета и т.д.) включает федеральный компонент и может включать региональный (субъекта РФ) и вузовский компоненты. Федеральный компонент обязателен для любого образовательного учреждения. Он определяет необходимый минимум содержания программ основных учебных курсов по данной специализации, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аудиторные занятия и количество часов, предусмотренное для самостоятельной работы), содержит требования к уровню подготовки выпускников.

Такие стандарты утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Региональный компонент может быть предложен соответствующими органами государственной власти субъекта РФ. Для вузов, находящихся в федеральной собственности, он является рекомендацией, для вузов данного субъекта РФ и его муниципальных образований он может быть обязательным.

Учебный план может включать также вузовский компонент — дополнительные дисциплины по специализации вуза. Законодательство предусматривает возможность различных форм обучения. В Законе об образовании говорится, что с учетом потребностей и возможностей обучающихся образовательные программы по той или иной учебной дисциплине могут быть освоены: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной.

Возможны также семейное образование, самообразование, экстернат.

При любой форме образования аттестация должна проходить в образовательном учреждении, имеющем на это право. Для всех форм образования действует единый государственный стандарт и общие учебные программы по дисциплинам; по другим системам учащиеся обязаны знать и выполнять требования учебных программ.

Некоторые профессии и специальности не могут быть освоены в заочной форме или в форме экстерната (например, медицина, иностранные языки, военное дело и др.).

Перечень таких специальностей установлен Правительством РФ.

Статья 43 Конституции РФ гласит, что государство различными способами поддерживает развитие образования. Создаются новые крупные государственные университеты (в 2006 г. создан Южный федеральный университет с крупными научными центрами и почти 50 тыс. студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

студентов, создаются аналогичные университеты в Сибири и некоторых других регионах страны), государство выделяет средства из бюджета, платит небольшие стипендии студентам (они повышены в 2008 г.), в последние годы неоднократно повышалась заработная плата преподавательскому составу.

Родители/опекуны

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения.

Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например:

  1. запрет на посещение школы;
  2. отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания;
  3. отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями;
  4. отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике, кухонном столе и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.Мама и папа обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями.

Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону. Если родители не имеют финансовой возможности для обеспечения ребенка школьной формой, тетрадями, ручками и другим, они должны обратиться за оказанием материальной помощи в отдел социальной защиты населения по месту жительства.Важно!

Для получения финансовой поддержки, наличие постоянной регистрации обязательно.Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье.

Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Учителю запрещено:

— применять к ученику меры физического и психического насилия.

Критические замечания к ребёнку должны высказываться в корректной форме (статья 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ);- опаздывать на урок (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации);- выгонять ученика с урока (статья 43 Конституции Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ);- оказывать платные образовательные услуги ученикам, которых учитель обучает в школе в рамках школьной образовательной программы (статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ);- во время каникул привлекать учеников к внеурочной деятельности без их согласия (пункт 10. 5 СанПиН 2.4.2.2821-10);- в первых классах задавать домашнее задание и выставлять оценки, в том числе и за домашнюю работу (пункт 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10);- агитировать учеников к политической деятельности, принуждать к политическим и религиозным убеждениям либо отказу от них, разжигать социальную, расовую, национальную, религиозную рознь, в том числе посредством сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов (статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ).

Судебная практика по статье 43 Конституция РФ:

  1. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения. В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
  2. Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и устанавливающих иной перечень вступительных экзаменов в аспирантуру, не имеется. Утверждение заявителя о том, что статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует получение послевузовского профессионального образования, не соответствует содержанию данной нормы.
  3. Кургана по месту жительства ребенка с учетом закрепленной территории, суд первой инстанции исходил из того, что государство и муниципальные образования в силу положений ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

+Еще.

Семейный кодекс

В Семейном кодексе есть статья 63, которая называется «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей».

Она содержит два основополагающих пункта. Пункт 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Пункт 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Обществознание.

11 класс

Обществознание, 11 классУрок 1. Основы образовательного праваПеречень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  • Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации.
  • Ступени образования в РФ.
  • Права и обязанности участников образовательного процесса.
  • Порядок оказания платных образовательных услуг.

Глоссарий по теме Образование — это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.Исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.Магистратура — ступень высшего профессионального образования, следующая после , позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению.Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр» . Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.Специалитет – уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста.Конституция РФ – основной закон государства.Конец формы ФГОС – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Ключевые слова Бакалавриат, исполнитель, Конституция РФ, магистратура, образование, образовательное право, уровни образования, потребитель, специалитет.Основная и дополнительная литература по теме урока

  • Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.
  • Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
  • Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения В современном мире образование играет важную роль в жизни граждан.

В России, как и во многих других государствах сложилась целостная система правовых норм в области образования.

Для регулирования отношений в этой области выделяют отдельную отрасль права – образовательное право. Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения. Что такое образование? Образование — это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

Образование делится на определенные уровни.

Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В России выделяют следующие уровни образования: общее и профессиональное. Общее образование в свою очередь подразделяется на:- дошкольное образование- начальное общее образование;- основное общее образование;- среднее общее образованиеПрофессиональное образование имеет следующие уровни:- среднее профессиональное образование;- высшее образование — бакалавриат;- высшее образование — специалитет, магистратура;- высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 10 июля 1992 года), другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, а также международными нормативно-правовыми актами (Конвенция о правах ребенка). Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом в законе речь идет об общеобразовательной подготовке, осуществляемой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. Таким образом, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования.

Дошкольное образование становится общедоступным, если родители имеют возможность поместить своего ребенка в дошкольное образовательное учреждение. По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу — в первый класс. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по общему правилу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующих за годом сдачи экзамена.

Образовательные организации высшего образования устанавливают минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение.

Образовательные организации высшего образования вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей принимаются в вузы вне конкурса (на льготной основе), а также инвалиды I и II групп, если согласно заключению врачебно-трудовой экспертизной комиссии им не противопоказано обучение в вузах.

В последнее время на потребительском рынке пользуются большим спросом платные образовательные услуги.

Участниками отношений в сфере предоставления платных образовательных услуг являются:Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,Исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

Платные образовательные услуги оказываются на добровольной основе и по желанию обучающегося.К таким услугам относятся услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и т.п.Образовательный процесс включает в себя участников образовательных отношений. Ими являются обучающиеся, родители, педагоги.

Все участники образовательного процесса пользуются равными правами и обладают определенными обязанностями.Школьники имеют право на: — получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами;- обучение по индивидуальному учебному плану;-ускоренный курс обучения;-бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;- получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;Помимо прав школьники несут и определенные обязанности: — соблюдение Устава школы;- добросовестное отношение к учебе;- бережное отношение к имуществу;- уважение чести и достоинства других обучающихся, работников школы;- выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:- дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;- защищать права и законные интересы обучающихся;Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:- обеспечить получение детьми общего образования;Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека.

Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами:- свобода преподавания- свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;- право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности.
Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами:- свобода преподавания- свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;- право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности. К нему может быть предъявлен иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях.Разбор типового тренировочного заданияУстановите соответствие между определениями и понятиями.Правильный ответ: ПОНЯТИЯОПРЕДЕЛЕНИЯОбразованиепроцесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениямиОбразовательное правоотрасль права, регулирующая образовательные отношенияСпециалитетуровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалистаКонституция РФосновной закон государстваМагистратураступень высшего профессионального образования, следующая после , позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлениюУровень образованиязавершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требованийРазбор типового контрольного заданияВставьте в текст пропущенные слова.В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от _____, расы, национальности, социального и должностного положения.

Таким образом, не допускается какая-либо ________ в праве на получение образования. По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в ________.Ответ:В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения. Таким образом, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования.

По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу.

Кто такой ребенок

Впервые термин ребенка раскрывался в акте международного характера «Конвенция о правах ребенка». Этот документ имеет юридическую силу на территории нашей страны с 1990 года.

В соответствии с его нормой, ребенком считается человеческое существо, которое не достигло возраста 18 лет, если он ранее в порядке, который предусмотрен законодательством не получил статус полностью дееспособного лица. Это понятие дублируется в Законе «Об образовании в РФ». Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер.

Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам: +7 (499) 938-87-49 Москва, Московская область +7 (812) 425-68-37 Санкт-Петербург, Ленинградская область 8 (800) 350-32-81 Остальные регионы Это быстро и бесплатно! Ребенок понимается как лицо, которое не достигло совершеннолетия (18 лет). Благодаря высшему закону страны, а также ранее указанных правовых документов, любой рожденный ребенок имеет набор дарованных ему прав:

  1. иметь свою индивидуальность;
  2. сохранения связей с родственниками и семьей;
  3. самостоятельно избрать религию, свободно выражать мысли;
  4. на защиту со стороны государства в случае совершения преступления, а также такого обращения и наказания, которое не нанесет ущерба здоровью или психическому развитию и будет соответствовать развитию ребенка.
  5. по защите от трудовой эксплуатации, а также от участия в экономических процессах, которые могут нанести вред здоровью или нравственному развитию;
  6. знать, кем являются его родители и право на получение с их стороны заботы (в случае, если по каким – либо причинам родители не осуществляют воспитание ребенка);
  7. право иметь имя;
  8. неприкосновенности, а также защиты государством в случае нарушения тайны личной жизни;
  9. право ребенка на образование;
  10. пользования системой социального обеспечения или принимать участия в социальном страховании в лице своих представителей;
  11. получения информации;
  12. осуществления досуга и отдыха, принятия участия в развлекательных мероприятиях;
  13. на физическую неприкосновенность;
  14. на условия жизни, способствующие развитию физических, умственных способностей, социальное развитие;
  15. на охрану своего здоровья;
  16. на изложение собственных взглядов и наличия своего мнения. При этом государством в случаях, определенных законом это мнение должно учитываться в соответствии с физическим и умственным развитием ребенка;
  17. на приоритетное воспитание в своей семье (вмешательство со стороны государства допускается только в случаях, определенных законом);
  18. реализацию мирных собраний (проведение, участие в них);
  19. по защите от сексуальной эксплуатации, совращения, носящего сексуальный характер;

Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года.

Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей. Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом.

В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на: — развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; — воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; — воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; — подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; — воспитание уважения к окружающей природе. По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1.

Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах —

«Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка»

.

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия).

При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей. К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования: — качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); — доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ); — приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями; — соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования; — недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.

1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); — наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); — непрерывность и системность образования; — единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным.

По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию. Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст.

33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.). Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители.

Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %).

Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г.

«Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении»

при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование. Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т.

е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

Литература: 1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003. 2. Конституция Российской Федерации.

— М, 1993. 3. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К.

Защита прав человека. Международные и российские механизмы.

— М., 2000. 4. Валицкая А. П.

Образование в России: Стратегия выбора.

— СПб., 1998. 5. Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования.

— Ростов на Дону, 1999. 6. Шкатулла В.

И., Смолин О. Н., Широбоков С.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+