Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа

Когда ФНС не вправе исключать компанию из реестра в одностороннем порядке


Законодательно права налоговиков в части ликвидации компании по одностороннему решению ограничены. Исключение юрлица из реестра не будет запущено, если судом было вынесено постановление о начале процедуры банкротства в отношении него. С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.Также исключение из реестра недопустимо при наличии долгов в бюджет, если сроки исковой давности не прошли.

С учетом того, что налоговикам передали полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды, то компания для упрощенной ликвидации не должна иметь долгов по пенсионным и страховым взносам.Принудительная ликвидация компании налоговыми органами невозможна при наличии признаков «отсутствующего должника». Связано это с тем, что необходимо учесть интересы кредиторов.Хотя в судебной практике имеются решения, по которым наличие долгов перед бюджетом не является основанием для отказа в исключении компании из реестра, сами налоговики подчеркивают, что это нарушит действующий порядок ликвидации юрлица.

В таком случае ФНС должна стать кредитором юрлица и инициировать процедуру банкротства.

Порядок закрытия фирмы

На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации.

Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей.

При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.

В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:

  • Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
  • Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом . Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
  • Исключение записи из ЕГРЮЛ. разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.

Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне.

Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.

Последствия для учредителей

В зависимости от того, с какими требованиями будет рассмотрено дело, последствия для учредителей могут быть разными.

Формально, если ООО ликвидируют, то оно больше не может заниматься какой-либо деятельностью, но и имеющиеся долги должны быть списаны. При этом нельзя игнорировать норму, устанавливающую ответственность того руководства, которое было у руля на момент совершения нарушения.

Именно поэтому по некоторым требованиям учредителям всё равно придётся платить, если таковые будут заявлены.

Так как на тот момент никакого имущества предприятия уже не будет, учредители самостоятельно несут солидарную ответственность. Если же в процессе рассмотрения вопроса будет выявлено, что к неплатёжеспособности привели неправомерные действия руководства или учредителей, они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Когда предприятие ликвидируют просто в связи с отсутствием деятельности, то последствием для учредителей могут быть, наложение штрафов. К примеру, за то, что своевременно не была подана отчётность (пусть даже и нулевая).

Итог: если серьёзных нарушений нет, то принудительная ликвидация ООО может быть положительным явлением, ведь она позволит:

  1. минимизировать издержки на этот процесс;
  2. избавиться от необходимости составлять дополнительные отчёты и баланс.
  3. значительно ускорить процедуру закрытия компании;

По статистике наиболее выгодна такая процедура для тех, кто долгое время не получает прибыли от ведения деятельности.

Входит ли в планы учредителей такой расклад или они планируются оспаривать принудительную ликвидацию, необходимо тщательно подготовиться к решению этого вопроса. Самостоятельно можно не учесть, какая документация нужна и что в ней должно быть.

Чтобы не тратить время на изучение нормативов, лучше изначально просто доверить решение таких вопросов профессионалам своего дела. «> Руководитель общественной организации по защите прав потребителей финансовых услуг.

Задать вопрос

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2020 году

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст.

61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.

Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:

  • Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  • Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  • Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  • Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  • Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  • Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  • Подача в ИФНС окончательного пакета документов.
  • Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  • Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  • Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты.

Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.
№ 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

, который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона. С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.

На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра. Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  1. адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  2. наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).
  3. адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  4. при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  1. содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).
  2. при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

В каких случаях происходит

Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица:

  1. отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование;
  2. неоднократное нарушение действующего законодательства ();
  3. нарушение закона о конкуренции;
  4. отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности ().

Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.

Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра:

  • Организация не имеет средств на расходы, связанные с добровольной ликвидацией и не имеется возможности возложить эти затраты на учредителей (участников).
  • В ЕГРЮЛ более чем полгода содержится пометка о наличии недостоверной информации, предоставленной юридическим лицом.

Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках. Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам:

  1. если в налоговый орган возвращаются почтовые отправления по указанному адресу с пометкой «адресат отсутствует»;
  2. если адрес неполный — не указан номер офиса, помещения и т.д.;
  3. если адрес – жилое помещение, не являющее собственностью директора или одного из основных учредителей;
  4. если адрес имеет разночтение с данными официального классификатора адресов;
  5. если этот адрес указан в качестве юридического более чем 5-ю организациями;
  6. если по адресу находится здание, которое нельзя эксплуатировать по назначению (в качестве офиса) – гараж, разрушенное или не введенное в эксплуатацию здание.

В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам:

  1. участники юридического лица фигурируют более чем в 50 компаниях;
  2. имеются сведения о смерти лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
  3. лицо действует без доверенности в интересах более 50 организаций;
  4. имеются сведения о наличии постановления об административном правонарушении, в котором зафиксировано решение о дисквалификации лица, действующего от организации без доверенности;

Ликвидация юридического лица производится по решению учредителей или регистрирующего органа

Дата публикации: 30.08.2012 07:00 (архив) Юридическое лицо может быть ликвидировано по двум различным основаниям. Первое — это ликвидация по решению учредителей (участников) юридического лица, второе — ликвидация по решению регистрирующего (налогового) органа.

Об этом напоминают в МИФНС России №7 по Алтайскому краю.Так, с начала этого года Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю исключено из ЕГРЮЛ по решению учредителей — 14 организаций, по решению регистрирующего органа — 73 организации.Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Об этом напоминают в МИФНС России №7 по Алтайскому краю.Так, с начала этого года Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю исключено из ЕГРЮЛ по решению учредителей — 14 организаций, по решению регистрирующего органа — 73 организации.Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

. Регистрация юридических лиц находится в компетенции налоговых органов.В случае, если юридическое лицо примет самостоятельно решение о ликвидации, оно обязано в течение 3-х рабочих дней от даты принятия такого решения уведомить регистрирующий орган.

Законодательством установлен единый порядок ликвидации, который состоит из нескольких этапов: принятие решения о ликвидации; формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора); публикация сообщения о ликвидации;- осуществление расчетов с кредиторами и составление промежуточного ликвидационного баланса, а также ликвидационного баланса; государственная регистрация ликвидации юридического лица.Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе регистрирующего органа. Данная процедура производится при наличии одновременно двух непременных условий.

Это- непредставление непрерывно в течение 12 месяцев, предшествующих моменту ликвидации, юридическим лицом налоговой отчетности и отсутствие операции хотя бы по одному банковскому счету.Регистрирующий орган, установив наличие вышеуказанных признаков, принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Информация о данном решении, сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в органах печати.В отличие от добровольной ликвидации, срок направления претензий увеличен до трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Если такое заявление в течение указанного срока поступает, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса). Поделиться:

Каковы последствия для учредителя ликвидации ООО по инициативе ИФНС?

Налоговая приняла решение о ликвидации ООО по причине не достоверности сведений (не соответствия юридич.адреса фактическому).

ООО деятельности не вело с момента регистрации ЮЛ. Задолженность перед бюджетом 200 руб.

Какие будут негативные последствия для учредителя/директора ООО ( это разные лица). Можно ли оспорить это решение и в какие сроки?

11 Сентября 2020, 11:22, вопрос №2506001 Елена, г. Краснодар Уточнение клиента Еще один момент.

После ликвидации ЮЛ и прошествии периода в 3 года, запрещающего регистрацию нового ЮЛ, сохраняется ли в базе ИФНС какая либо негативная информация на учредителя/директора, способная в дальнейшем влиять на его деловую репутацию при регистрации нового ЮЛ? 11 Сентября 2020, 11:53 500 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (3) получен гонорар 50% 1393 ответа 555 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Нижний Новгород Бесплатная оценка вашей ситуации Елена, добрый день.

Собственно наиболее негативное последствие здесь одно, это невозможность занимать руководящие должности для руководителя в течении 3х лет после ликвидации организации. Согласно ст. 23 ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и ИП»

: ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц: являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц; Таким образом при принудительной ликвидации в случае регистрации нового ООО в течении 3х лет Вам будет отказано, если Вы являетесь лицом имеющим право действовать без доверенности. Оспорить можно в порядке гл. 24 АПК РФ устанавливающей порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действия/бездействия государственных органов.

Предварительно следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

По основаниям для подачи уже надо смотреть и более детально разбирать ситуации и есть ли такие основания вообще.
11 Сентября 2020, 11:30 0 0 получен гонорар 50% 10,0 Рейтинг Правовед.ru 19793 ответа 7644 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 10,0рейтинг
  2. эксперт

Елена, добрый день!

В первую очередь материальные последствия — взыскание налоговой задолженности с виновных лиц каковыми в данном случае будут и директор и учредитель на основании ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства.

3.1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества. согласно п. 5 ст. 21.1Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

5.

Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях: б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.соответственно возможность привлечения к субсидиарной ответственности есть и при исключении недействующего лица и при исключении ЮЛ в связи с недостоверностью сведений. Также в течение 3 лет при попытке зарегистрировать новое ООО будет отказано по п.п. «ф» ст. 23 129-ФЗ в регистрации если гендир или учредитель ранее ликвидированного ООО участвуют в новом ООО.

Порядок обжалования предстоящего исключения установлен также ст. 21.2 Закона №129-ФЗ либо в судебном порядке в рамках главы 24 АПК РФ 11 Сентября 2020, 11:33 0 0 536 ответов 138 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Барнаул Бесплатная оценка вашей ситуации Добрый день! В дополнение к сказанному коллегами добавлю, что до внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица имеется возможность предотвратить внесение такой записи в ЕГРЮЛ.

Для этого необходимо направить в регистрирующий орган заявление по форме Р38001 (возражение относительно предстоящего внесения записи в ЕГРЮЛ). В вашей ситуации принято только решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ или уже внесена запись об исключении?

12 Сентября 2020, 12:50 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 29 Июня 2016, 20:12, вопрос №1299712 02 Октября 2018, 07:52, вопрос №2121804 20 Апреля 2018, 16:53, вопрос №1973637 04 Мая 2018, 07:37, вопрос №1985829 10 Января 2017, 09:47, вопрос №1495179 Смотрите также

Ликвидация юридического лица по инициативе налоговой

Ликвидация юридического лица по инициативе налогового органа возможна в административном и судебном порядке.

Административный порядок ликвидации основан на положениях статьи 21.1.

Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

(с изм.

и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

«Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»

(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ). Как следует из статьи 21.1 ФЗ, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в случае не представления отчетности в течение одного года, вас просто могут исключить из ЕГРЮЛ как не действующее юридическое лицо. Необходимо иметь ввиду, что за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Судебный порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен статьей 61 ГК РФ «Ликвидация юридического лица». Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ) В настоящее время в юридическое агентство участились обращения руководителей, которым поступают уведомления ИФНС о их вызове для проведения опроса о правомерности использования адреса, по которому зарегистрирована организация и составления протокола об административном правонарушении по ч.

4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении руководителя организации. Как следует из ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, — влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Если исполнительный орган в лице руководителя организации по незнанию или недосмотру не подавал сведения об изменении адреса регистрации юридического лица в регистрирующий орган, то вопроса о том, что ему необходимо сделать, не возникает.

Безусловно, необходимо устранять предписание налоговой. При таких обстоятельствах вопрос вполне возможно решать и без обращения к юристам, специализирующимся на ликвидации юридических лиц. Однако, в нашем случае к нам обращаются руководители после получения уведомления ИФНС не с просьбой подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ об изменении адреса, а с просьбой ликвидации давно ставшего ненужным юридического лица.

Казалось бы, чего проще, собрать учредителей, провести собрание, принять решение о ликвидации и подать его в налоговую. Но не все так просто, как хотелось бы. Дело в том, что половину учредителей «днем с огнем не сыщешь», соответственно возможности ликвидировать организацию в обычном порядке с соблюдение законности при ее ликвидации не получится.

Отсутствует кворум для принятия решения о ликвидации, в связи с чем ликвидация в судебном порядке по инициативе налоговой, как правило, неизбежна.

Как следует из Постановления пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июля 2013 г.

N 61, при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона). Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения). Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона, допущенном при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона). Отказ регистрирующего органа от требования о ликвидации в случае добровольного устранения юридическим лицом нарушений путем указания достоверного адреса после возбуждения судом производства по делу не может являться основанием для возмещения судебных расходов юридического лица — ответчика за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение юридического лица к устранению соответствующего нарушения (статья 111 АПК РФ).

В случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления о принудительной ликвидации юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона или признано недействительным в судебном порядке.

Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Сколько длится процедура

Если общество с ограниченной ответственностью закрывают в судебном порядке, то эта процедура не может быть более чем полгода с момента оглашения судебного решения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+