Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Арбитраж - Налоговые споры в арбитражном суде

Налоговые споры в арбитражном суде

Налоговые споры в арбитражном суде

Особенности налоговых споров в арбитражном суде в России в 2017 году


В ходе разбирательства судьи указали, что в рамках договоров на оказание информационно-консультационных услуг контрагент не выполнял работы по определению условий сделок по реализации продукции. Налогоплательщик самостоятельно определял условия продаж. Таким образом, у инспекции не было оснований для признания организаций взаимозависимыми лицами и, как следствие, для доначисления компании налогов и начисления штрафа и пеней.

Судьи пришли к выводу, что действия налогового органа носили неправомерный характер и входили в противоречие с положениями статей 20 и 40 НК РФ.

Такие комиссии – шанс налогоплательщиков предпринять меры по исправлению положения, если налоговых орган считает, что не доплачено налог или предоставлено недостоверные сведения.

Следовательно, опровергая проявление должной осмотрительности, инспекторы вправе ссылаться на то, что налогоплательщик исходил лишь из коммерческой привлекательности сделки, но не придавал значения добропорядочности контрагентов, более того, знал об их недобросовестности. ГК «Аудит А» предлагает организациям и предпринимателям услуги по сопровождению арбитражных налоговых споров.
ГК «Аудит А» предлагает организациям и предпринимателям услуги по сопровождению арбитражных налоговых споров. Мы выигрываем дела по рассмотрению разногласий наших клиентов с налоговыми органами и рады предложить Вам помощь.

Арбитражная практика по налоговым спорам российскому бизнесу необходима – судебные прецеденты заполняют лакуны налогового законодательства и устанавливают единообразие в толковании и применении налоговых норм.

Что значит арбитражные налоговые споры

Арбитражные споры по вопросам налогообложения — это судебные разбирательства, которые касаются задолженности по налогам, нарушений порядка расчетов, сроков выплат и др. Данные тяжбы проходят в арбитражных судах, в которые юридические и физические лица – налогоплательщики подают иски на государственный налоговый орган с целью защиты собственных интересов.

Разбирательство осуществляется в ходе арбитражного процесса по налоговому спору.

В основном арбитражные споры затрагивают хозяйственную деятельность налогоплательщиков – налоговый учет, уплата сборов в различные фонды (бюджетные, внебюджетные), территориальные и центральные органы.

Они касаются налоговых вычетов НДС, его возврата, точности и регулярности отчислений НДФЛ. Реже всего происходят споры из-за отказа ИФНС в регистрации предприятий, выполнения либо принятия определенных мер, включая процессы о неправомерности и недействительности решений налоговиков. Рекомендуемые статьи по данной теме: Чтобы опротестовать действия специалистов фискальной службы, главным образом обращаются в арбитражный суд.

Составляя исковое заявление, следует учитывать процессуальное право.

Вначале попытайтесь урегулировать спор в досудебном порядке. Далее, если это сделать не удалось, все точки над i расставит обжалование действий налоговой в арбитраже. Какие последствия имеет обращение в налоговый арбитраж для юридических лиц и ИП? На сегодня это единственно возможный законный способ официально восстановить справедливость.

На сегодня это единственно возможный законный способ официально восстановить справедливость.

Положительный исход подобных споров позволит предприятию снизить налоговую нагрузку. Неправомерное решение всегда можно оспорить и аннулировать.

Если суд вынес вердикт не в пользу истца (предприятия, ИП), можно подать кассационную жалобу или апелляцию. Но для этого лучше воспользоваться помощью специалистов.

Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения ().

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено АПК РФ, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (). Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых судебного приказа, решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено ().Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 , могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в .

Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ о рассмотрении налоговых споров судами

Дата публикации: 10.10.2013 14:35 (архив) В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. N 57

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

даются следующие разъяснения. По смыслу пункта 5 статьи 101.2 НК РФ пропуск налогоплательщиком установленных Кодексом сроков на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган свидетельствует о несоблюдении налогоплательщиком обязательного досудебного порядка обжалования соответствующих решений налоговых органов и означает невозможность их оспаривания в суде.

В то же время судам необходимо исходить из того, что, если поданная с нарушением сроков жалоба была принята вышестоящим налоговым органом и рассмотрена по существу, соответствующее заявление налогоплательщика принимается судом к производству.

При толковании пункта 5 статьи 101.2 НК РФ судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке. Поэтому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.

При этом названные решения считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части.

Необходимо также иметь в виду, что предусмотренный пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования такого решения считается соблюденным вне зависимости от того, приводились ли в жалобе налогоплательщика доводы, опровергающие выводы налогового органа. При этом в случае, когда соответствующие доводы приведены только в заявлении, поданном в суд, на налогоплательщика применительно к части 1 статьи 111 АПК РФ могут быть полностью или в части отнесены судебные расходы по делу независимо от результатов его рассмотрения.

Если в поданном в суд заявлении о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик ссылается на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 НК РФ), судам надлежит исходить из того, что такого рода доводы могут быть приняты ими во внимание только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган. При проверке соблюдения налогоплательщиком сроков обращения в суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения как вступившего, так и не вступившего в силу, судам следует исходить из того, что с таким заявлением налогоплательщик вправе обратиться с момента истечения срока, установленного пунктом 3 статьи 140 НК РФ для рассмотрения жалобы, и до истечения трех месяцев с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесении вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если судом при рассмотрении заявления налогового органа о взыскании сумм налога, пеней, штрафа, предъявленного во исполнение решения этого органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, будет установлено, что в производстве вышестоящего налогового органа имеется жалоба на указанное решение заявителя, суд применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ обязан приостановить рассмотрение дела до рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика.

При этом срок приостановления не должен превышать сроков рассмотрения жалобы, установленных пунктом 3 статьи 140 НК РФ.

В случае, если после возобновления производства по делу будет установлено, что указанное решение налогового органа было отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части и что обстоятельства, послужившие основанием подачи налогоплательщиком жалобы, устранены, суд применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу полностью или в соответствующей части.В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта указывает в том числе на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Учитывая эти положения, суд, установив, что во исполнение оспариваемого решения налогового органа с налогоплательщика взысканы суммы налога, пеней, штрафа, в резолютивной части судебного акта указывает не только на признание данного решения незаконным, но и на обязанность налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы налогов, пеней, штрафов.Такой судебный акт в части обязания налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы подлежит исполнению в том же порядке, что и судебный акт по имущественному требованию, предусматривающий взыскание названных сумм из бюджета. Поделиться:

Налоговый арбитраж и основные процессуальные требования к нему

Арбитражные налоговые споры включают в себя ряд последовательных процедур и связанных с ними процессуальными требованиями.

Последние можно разделить на общие и специальные.

На стадии подготовки документов в арбитраж, уполномоченные сотрудники проверяют правовое положение налогоплательщика.

Обращение в налоговый арбитраж с требованием обжалования решения компетентного органа возможно только при наличии подтверждения о том, что заявитель официально занимается предпринимательской деятельностью или введен в бизнес как юридическое лицо. Доказательством такого статуса является свидетельство о регистрации в Федеральной налоговой службе.Важное требование для рассмотрения арбитражного спора по налоговым вопросам — попытка досудебного урегулирования конфликта.
Доказательством такого статуса является свидетельство о регистрации в Федеральной налоговой службе.Важное требование для рассмотрения арбитражного спора по налоговым вопросам — попытка досудебного урегулирования конфликта. Это значит, что инициирующая судопроизводство сторона обязана попытаться достичь компромисса с ответчиком.

В частной жалобе стоит указать, что в случае отказа от мирового решения конфликта, на рассмотрение в судебный орган будет направлен иск об обжаловании. Если в течение месяца после подачи письменной претензии лицо не реагирует, то подача иска в налоговый арбитраж будет признана обоснованной, и суд не сможет вернуть документы заявителю.Налоговые споры в арбитражном суде проводятся по заявлениям, отличающимся от стандартной формы иска в арбитраж. До передачи дела в суд истец отправляет ответчику копию заявления и все прилагающие бумаги по делу.

Затем документы направляются в арбитражный суд, где после изучения материалов, уполномоченное лицо примет решение о рассмотрении или отказе в деле. По данному факту выносится определение.

Перед его оформлением суд сделает все, чтобы примирить стороны, окажет содействие в предоставлении доказательств и материалов по делу, определит обстоятельства и характер возникшего конфликта.

Виды дел

Чаще всего в 2015 году арбитражные суды России рассматривали дела о взыскании обязательных санкций и платежей, а также об оспаривании ненормативных актов налоговых органов. Эти категории лидируют с большим отрывом.

Их счет идет на тысячи. Третье место твердо занимают материалы, связанные с возвратом из бюджета денег, излишне взысканных ИФНС. Суды рассмотрели 608 подобных дел. И, наконец, замыкают данные статистики иски о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями фискальных органов (65 штук), а также дела об оспаривании нормативных актов налоговых органов (16 штук).

Какие признаки

Споры характеризуются наличием таких признаков: Наличием субъективного состава Российской и иностранной компанией, ИП (с одной стороны), налоговым органом (с другой стороны) Содержанием налоговых споров Это разногласия относительно исполнения законодательных положений о налогах Не разрешением конфликта Споры возникают при столкновении нескольких мнений относительно права и обязательств плательщиков налогов Признаками процессуальных отношений являются: Характер споров Это разновидность экономических споров Субъект Судебная инстанция Разрешение налоговых споров В определенных процессуальных формах Если налоговые споры связаны с ведением деятельности предпринимательского типа, но при подаче налога уже не имел статуса ИП, конфликты будут разрешаться арбитражными судами.

Решения вопроса

При решении споров арбитражный суд должен принимать во внимание все осведомления, а так же характер и субъект споров. Все что касается предпринимательской сферы и финансовых споров регулируется арбитражным судом. Споры, что происходят между организацией, ИП и налоговой службой решаются арбитражным судом, в пределах этого дела, которое выходят из управленческих или публичных взаимоотношений.

Арбитражный суд начнет ведение дела только после подачи иска. Кроме этого арбитражный суд рассматривает споры, которые возникают между налогоплательщиком и налоговой службой если:

  • Проводится налоговый контроль.
  • Были признаны недействительные акты налогового органа, или любые другие действия должностного лица.

Налоговые споры в Арбитражном суде: что нужно знать налогоплательщику.

Г.В. Дегтярева, первый заместитель председателя Арбитражного суда Удмуртской Республики Субъектами налоговых споров с одной стороны являются налоговые органы, а с другой стороны — налоговые агенты и плательщики сборов.

Налоговые споры можно разделить на три группы: – оспаривание нормативных правовых актов налоговых органов; – оспаривание решений, действий (бездействия) налоговых органов; – заявления о взыскании налогов, сборов, пени и налоговых санкций.

Каждая из указанных групп имеет процессуальные особенности рассмотрения.

ОБЩИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ На стадии оформления заявления и принятия его к производству имеет значение проверка правового статуса налогоплательщика. Для всех трех категорий налоговых споров при обращении в арбитражный суд необходимо, чтобы налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) обладал статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя .

Согласно подпункту 4 статьи 126 нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) документом, подтверждающим этот статус, является копия свидетельства о государственной регистрации.

Обязательным является указание в заявлениях наименования арбитражного суда, в который они адресуются, наименования заявителя, его места нахождения (для индивидуальных предпринимателей — места жительства, даты рождения, сведений о государственной регистрации). Особенностью налогового спора является то, что такие документы в суд налоговый орган может представить самостоятельно, даже если налогоплательщик выступает ответчиком. С 01.09.02 производство в арбитражных судах по налоговым спорам должно возбуждаться по заявлениям, оформление которых отлично от оформления исковых заявлений <*>.

Копия такого заявления вместе с документами, которые к нему приложены и отсутствуют у противоположной стороны, направляются заинтересованному лицу до передачи материалов в суд заказным письмом с уведомлением (ранее — просто заказным письмом).

_____________ <*> Формы заявлений с особенностями их оформления в зависимости от групп налоговых споров будут рассмотрены ниже. _____________ В главах 23, 24, 26 АПК РФ лицо, обратившееся в суд по налоговому спору, именуется заявителем . В этом случае сторона, к которой адресуется требование, должна именоваться заинтересованным лицом , и это будет соответствовать статье 40 АПК РФ.

(Это не совсем вписывается в наши традиционные представления о лице, с которого производится взыскание налоговых санкций. Но, по-видимому, иного названия для противоположного участника процесса, кроме как заинтересованное лицо, применить нельзя.) Все заявления, независимо от групп налоговых споров, должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления , включая срок на подготовку дела.
Но, по-видимому, иного названия для противоположного участника процесса, кроме как заинтересованное лицо, применить нельзя.) Все заявления, независимо от групп налоговых споров, должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления , включая срок на подготовку дела.

После принятия заявления к производству, суд согласно пункту 2 статьи 133 АПК РФ выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству .

Задачами этой стадии являются определение характера спорного правоотношения, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, содействие сторонам в предоставлении доказательств, возможное примирение сторон.

В тексте определения сторонам предлагается представить к определенному конкретному сроку необходимые суду документы.

Разъясняется порядок заключения мирового соглашения.

Стороны предупреждаются о том, что все доказательства и возражения должны быть представлены ими и раскрыты до рассмотрения дела по существу.

Проведение предварительного судебного заседания, по всей видимости, будет являться обязательным.

Нельзя не обратить внимание на пункт б статьи 200 и пункты 4 и 5 статьи 215 АПК РФ, которые четко и ясно разъяснили суду (и налогоплательщику) законность его действий об истребовании тех или иных доказательств у налоговых органов, необходимых для рассмотрения дела.

Ранее налоговые органы часто высказывались о том, что действия суда по истребованию доказательств необоснованны.

Пункт 5 статьи 66 АПК РФ прямо указывает на то, что такие доказательства истребуются у государственных органов (в том числе и налоговых) .

ОСОБЕННОСТИ ОСПАРИВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (ГЛАВА 23 АПК РФ) В заявлении о признании нормативного правового акта недействующим в качестве заинтересованного лица следует указывать орган, который принял оспариваемый нормативный акт о налогах и сборах.

В описательной части заявления обязательно должна содержаться дата принятия данного документа, его номер, источник опубликования. В обоснование своего требования заявитель обязан указать, в какой части оспариваемый акт нарушает его законные интересы. А также на соответствие какому акту, имеющему большую юридическую силу, должен быть проверен судом данной акт.

К такому заявлению прилагаются (пункт 3 статьи 126 АПК рф): — уведомление о вручении копии заявления и документов другому участнику процесса; — документ об уплате госпошлины либо ходатайство об отсрочке или рассрочке; — нормативный акт, который, по мнению заявителя, имеет большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым; — копию свидетельства о регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предприниматели; — если заявление подписано представителем, — доверенность на право подписания такого документа; — при подписании документа руководителем — документы, подтверждающие факт его избрания; — сам оспариваемый нормативный акт. Требование должно формулироваться следующим образом. Руководствуясь статьями_____________________________________ (перечисляются нормы материального права) статьямии 792, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу: признать _______________________ № _______ от __________________ , (название нормативного акта) принятого _________________________________________, не соответствующим (наименование принявшего органа) ____________________________________________________ и действую- (наименование акта, имеющего большую юридическую силу) ющим полностью (в части ___________).

Заявления по этой группе дел рассматриваются коллегиальным составом суда. По этой категории дел суд в силу пункта 5 статьи 194 АПК РФ не связан доводами, изложенными в заявлении, и проверяет оспариваемый акт в полном объеме, т. е. по существу. Суд вправе проверить документ и на соответствие другим нормативным актам, не указанным в заявлении.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в

«Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»

и при необходимости в иных изданиях. Вынесенное решение по делу в 10-дневный срок обязательно направляется не только лицам, участвующим в деле, но и в Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Президенту РФ, Правительству РФ, Министерству юстиции РФ и иным органам (в частности, органам на уровне субъекта РФ или местного самоуправления).

Данная категория дел рассматривается арбитражным судом в тех случаях, когда это отнесено к компетенции арбитражного суда федеральным законом, основываясь на пункте 3 статьи 6 Налогового кодекса РФ (далее — НКРФ). Решение о признании нормативного правового акта недействующим вступает в силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано только в кассационном порядке (т. е. минуя стадию апелляции). ОСОБЕННОСТИ ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (ГЛАВА 24 АПК РФ)В заявлении о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, действий (бездействия) должностных лиц налогового органа должны быть указаны те же сведения, что и по первой группе споров.

Оно должно поступить в суд с такими же приложениями.

К заявлению также надо приложить оспариваемый ненормативный акт или решение налогового органа. Отличие этого заявления состоит в различиях требований заявителя.

При оспаривании ненормативного акта налогового органа заявление выглядит примерно так.

Руководствуясь статьями_____________________________________ (нормы материального права) статьямии 198, 199 АПК РФ, прошу: признать __________________________ № _______ от _______________ , (наименование нормативного акта) принятого _____________________________________________________________, (наименование принявшего органа) недействительным (или недействительным в части). Заявление об оспаривании действий (бездействия) налогового органа должно быть сформулировано следующим образом.

Руководствуясь статьями_____________________________________ (нормы материального права) статьямии 198 , 199 АПК РФ, прошу: признать ___________________________________________ незаконными (содержание оспариваемых действий (бездействия)) и обязать ___________________________________________________ совершить (наименование налогового органа) следующие действия _______________________________.

Указанные заявления рассматриваются судьей единолично. Поскольку для данной категории дел установлен сокращенный срок для рассмотрения заявлений судом первой инстанции, то логичным будет проводить подготовку с указанием всех подготовительных действий сразу же в определении о принятии заявления к производству, что допускается пунктом 1 статьи 133 АПК РФ.

Суд проверяет ненормативный акт, решение, действие (бездействие) налогового органа на соответствие тому закону (нормативному акту), который указывает сам заявитель. Полномочия же органа, принявшего решение или совершившего оспариваемое действие (бездействие), проверяются в полном объеме.

И это является логичным и соответствующим пункту 6 статьи 108 НК НФ.

В нем говорится о том, что вина в совершении налогоплательщиком налогового правонарушения устанавливается судом на основании доказательств, предоставляемых налоговым органом по каждому обстоятельству, на основании которых сделаны выводы о вине лица, привлекаемого к ответственности .

Что это дает налогоплательщикам и судам? То, что налогоплательщик сам определяет круг вопросов, которые надлежит проверить суду. В дальнейшем, при рассмотрении заявления о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций, суд будет связан только доводами, которые проверялись в предыдущем процессе.

Для новых же доводов, которые налогоплательщик будет обосновывать другими законами или доказательствами, предыдущее судебное решение не будет иметь преюдициального значения — круг обстоятельств уже будет другим. Целью процесса, проводимого в рамках главы 26 АПК РФ, является установление вины или отсутствия вины налогоплательщика, в то время как в судебном процессе об оспаривании решения налогового органа проверяется соответствие его закону, причем тому, который указывает сам налогоплательщик.

Для вступившего в силу решения по этой группе дел АПК РФ предусматривает немедленное их исполнение. Хотя обжаловаться оно может и в апелляции, и в кассационном порядке.

ЗАЯВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПЕНИ И НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ В таком заявлении следует обязательно указывать наименование истребуемого платежа, его размер, расчет, нормы федерального закона или иного нормативного акта, который нарушен налогоплательщиком (налоговым агентом), что привело к появлению недоимки. Обязательно указываются сведения о том, когда было направлено требование об уплате налога, оформленное в соответствии со статьями 60 и 70 НК РФ.

Все остальные сведения идентичны сведениям по остальным группам дел. Вместо нормативных (ненормативных) актов, которые нарушил налогоплательщик, прилагается требование об уплате налога. Этим подтверждается соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Заявление должно содержать следующие требования. Руководствуясь статьями_____________________________________ (нормы материального права) статьямии 231, 241 АПК РФ, прошу: взыскать ______________________________________________________ (наименование местонахождения или жительства должника, № и дата свидетельства о государственной регистрации) ____________________ руб.

недоимки ____________________________________ , (с указанием конкретного налога или сбора) ____________________ руб.

штрафа,_______________________руб. пени., В силу подпунктов 2, 3 статьи 17 АПК РФ данные категории дел не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей. Поэтому они рассматриваются единолично судьей.

Особенности вступления в законную силу решений о взыскании недоимок и налоговых санкций и порядок их обжалования процессуальными нормами не устанавливается. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ Следует отметить, что с 01.09.02 в главе 4 АПК РФ «Компетенция арбитражного суда» отсутствует упоминание о таких традиционных налоговых спорах, как: — возврат из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта; — возмещение убытков, причиненных организациям и гражданам государственными контролирующими органами; — признание не подлежащими исполнению инкассовых поручений или иных документов, предъявленных в банк (статья 29 АПК РФ) . Возникает вопрос: разрешаются ли они по общим правилам арбитражного судопроизводства или с особенностями, предусмотренными главами 23, 24, 26 АПК РФ?

Полагаю, что здесь следует исходить из существа допущенных нарушений, которые привели к возникновению спора. Если требование связано с нарушением сроков принятия решения о взыскании суммы налогов и пени со счета юридического лица в бесспорном порядке (однако банк принял такой платежный документ и произвел списание или разместил в картотеке налогоплательщика) или неправильным исчислением налоговым органом суммы недоимки и пени, — здесь налицо нарушение статьи 46 НК РФ.

Следовательно, спор должен быть рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ.

Если в основе иска лежит нарушение банковских правил, то здесь — обыкновенный гражданско-правовой спор, который будет рассматриваться по правилам глав 13—21 АПК РФ. Спор о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке, безусловно, налоговый.

Более сложным является вопрос о возмещении налоговыми органами ущерба.

Статья 35 НК РФ в этом случае не может применяться отдельно от статей 1064, 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ. Налоговый орган относится к одному из видов государственных органов, поэтому, на мой взгляд, возмещение ущерба производится по правилам искового производства.

______________ Copyright © «Арбитражная налоговая практика», 2002, № 11. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Индексы 81213 и 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать). Подписка в любом почтовом отделении.

Подписка в Интернете: Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Налоговые споры в арбитраже: основания для обращения

В целом все налоговые споры можно поделить на две большие группы – те, которые инициированы ФНС и те, которые возникли по инициативе налогоплательщика.

В первом случае поводом для обращения в Арбитражный суд могут быть вынесенные налоговиками акты – акт проверки, требование об уплате налогов и сборов. Во втором случае речь может идти, например, о непредставлении налоговиками информации и/или документов, блокировании операций по расчетному счету и т.п.

Независимо от оснований для спора, в соответствии с п.2 ст.138 Налогового кодекса РФ, введен обязательный досудебный порядок. Это означает необходимость подготовки и подачи мотивированной жалобы в вышестоящую налоговую инстанцию.

Только после получения результата рассмотрения такой жалобы и при несогласии с ним появляется законная возможность защитить права и интересы в Арбитражном суде. Важно учитывать: при подготовке жалобы в вышестоящую инстанцию четко и последовательно изложить все имеющиеся доводы, но при этом желательно избегать подробного и детального анализа ситуации, ссылок на судебную практику, поскольку это позволит ФНС заранее узнать позицию налогоплательщика и тщательно подготовиться к защите. Услуги 15 летсредний опыт работы наших юристов по налогам 150+успешно пройденных и оспоренных проверок 2,1 млрд.

+в совокупности сэкономлено нашим клиентам на налогах и доначислениях 97%показатель успешно завершенных дел 15 лет 150+ 2,1 млрд. + 97% Сколько можно сэкономить? Получите бесплатный расчет Как вас зовут?

Введите электронную почту Введите номер телефона Отправить Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с

Налоговые споры в практике арбитражных судов: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Актуальность и цели.

Изучение вопросов рассмотрения и разрешения налоговых споров в судебном порядке обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, российское законодательство о налогах и сборах постоянно совершенствуется, изменяется, поэтому в системе налогового права возникают противоречия и коллизии, которые влекут за собой неоднозначное толкование правовых норм.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+