Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Нарушение правил пожарной безопасности в лесах какая ответственность

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах какая ответственность

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесу

Лесные пожары являются основной причиной повреждения и гибели лесов на значительных площадях. Причем, около 80% лесных пожаров возникает по вине человека. Уничтожение или повреждение лесных насаждений, а также нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет за собой строгую ответственность.

Административная ответственность (ст. 8.32 КОАП) (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ) 1. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) 2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) 2.1. Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ) 3.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ) 4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. (примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ) Уголовная ответственность (ст.

261 УК РФ) 1. За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух с половиной лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -наказывается штрафом в размере от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового. Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Департамент лесного хозяйства администрации области просит население сообщать о пожарах и других лесонарушениях по единому телефонному номеру в области лесных отношений 8-800-100-94-00 или 8(4922) 54-37-11, 32-98-82. Дата последнего обновления: 13.03.17 15:34 Дата создания: 13.09.16 11:57

Комментарий к Ст.

8.32 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1.

Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер. Правила пожарной безопасности установлены ст.

— , Федеральными законами от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах. 3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) заключается в выжигании хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

2 комментируемой статьи) заключается в выжигании хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. 4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. 6. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения — умысел или неосторожность. 8. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (), а также должностные лица органов, рассматривающих дела данной категории (ч.

1 ст. 28.3 КоАП РФ). 9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1 КоАП РФ), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (), органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (ст. 23.34 КоАП РФ). Назначение штрафа или применение других мер административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает юридических лиц, должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, устанавливаемый уполномоченным государственным органом.

Организации и граждане несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду, в гражданско-правовом порядке. 10. Уничтожение или повреждение лесных насаждений, лесов влекут уголовную ответственность по , а нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы и других особо охраняемых государством природных территориях и повлекшие причинение значительного ущерба, влекут уголовную ответственность по .

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесу

Граждане, постарайтесь сами не причинять лесу серьезного ущерба.

Будьте предельно осторожны с огнем в лесу — никогда не оставляйте не затушенные костры, не поджигайте сухую траву, не используйте в бесснежный период петарды, бенгальские огни и другую пиротехнику, не въезжайте в лес на мотоцикле, из глушителя которого могут сыпаться искры, никогда не разводите огня на торфяниках. Разведение костров допускается только на площадках, окаймленных полосой шириной не менее 0,5 м, очищенной от горючих материалов. По истечении надобности, костер должен быть тщательно засыпан землёй или залит водой, до полного прекращения тления.

В сухую и ветреную погоду разведение костров не допускается. Помните, что за нарушение правил пожарной безопасности в лесу лица привлекаются к административной и уголовной ответственности.

За нарушение правил пожарной безопасности в лесу лица привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 8.32 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации: Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах 1. Нарушение пожарной безопасности в лесах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. За уничтожение или повреждение лесных насаждений лица подлежат уголовной ответственности в соответствии со статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации: 1.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового. Если вы обнаружили начинающийся пожар — например, небольшой травяной пал или тлеющую лесную подстилку у брошенного кем-то костра, постарайтесь затушить его сами. Если вы не можете потушить его своими силами — по возможности как можно быстрее сообщите о найденном очаге возгорания в лесхоз, лесничество, в ближайшее поселение, или по телефону — 01 (сотовая связь -112).

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!

Отдел надзорной деятельности Центрального района УНДПР ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу 05.05.2015. Дата изменения: 12 мая 2015 г.

Комментарий к Ст. 8.32 КоАП РФ

1.

Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России.

Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер. Правила пожарной безопасности в лесах содержат как общие, так и специальные правила. К общим требованиям относится, например, запрещение разводить костры в определенные периоды и в определенных лесных массивах, бросать горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы и т.п.

Запрещается загрязнение леса бытовыми, строительными, промышленными отходами, мусором.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действиях или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. 2. Субъектом правонарушения может быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо, должностные лица — руководители государственных, муниципальных, негосударственных и частных предприятий, учреждений и организаций, непосредственно ответственные за выполнение требований пожарной безопасности в лесах, в служебные обязанности которых входит безусловное соблюдение всех установленных в этой области правил, нормативов, стандартов и требований.

С субъективной стороны возможно как умышленное, так и неосторожное совершение указанных деяний. Навигация по записям

Административная и уголовная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в лесах РФ

предусмотрена статьей 8.32 Административного кодекса РФ и статьей 261 Уголовного кодекса РФ. Административный кодекс РФ Статья 8.32.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах 1.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500,00 руб. до 2500,00 руб.; на должностных лиц – от 5 000,00 до 10 000,00 руб.; на юридических лиц – от 30 000,00 руб.

до 100 000,00 руб. 2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающим к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных минерализованной полосой не менее 0,5 м., — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000,00 руб до 3 000,00 руб; на должностных лиц от 7 000,00 руб. до 12 000,00 руб; на юридических лиц от 50 000,00 руб до 120 000,00 руб 3. Нарушение правил противопожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000,00 руб до 4.000,00 руб; на должностных лиц от 10 000,00 руб до 20 000,00 руб; на юридических лиц от 100 000,00 до 200 000,00 руб.

4. Нарушение правил противопожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека,- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000,00 руб; на должностных лиц – от 50 000,00 руб; на юридических лиц – от 500 000,00 руб до 1 000 000,00 руб.

Уголовный кодекс РФ Статья 261.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений 1.

Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности – Наказывается штрафом в размере от 100 000,00 до 250 000,00 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, или обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок 2.

Деяния, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб, — Наказываются штрафом в размере от 150 000,00 до 250 000,00 руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 с половиной лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога наказывается штрафом в размере от 250 000,00 руб. до 400 000.00 руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом от 100 000,00 до 300 000,00 руб 4.

до 400 000.00 руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до 8 лет со штрафом от 100 000,00 до 300 000,00 руб 4. Деяния, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, если они причинили крупный ущерб,- наказываются штрафом в размере от 350 000,00 руб.до 500 000, 00 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет либо лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 100 000,00 руб.

до 300 000,00 руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 месяца до одного года или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством РФ таксам, превышает 50 000,00 руб.

Комментарий к Статье 8.32 КоАП РФ

1.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности в лесах. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е.

несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности.

Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. 2. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и ЛК РФ. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (ст.

52, ч. 1 ст. 53 ЛК РФ). Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под пожаром понимается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ч. 1 — ч. 4 ст. 1). ——————————— СЗ РФ.

1994. N 35. Ст. 3649; см. с изм. и доп. 3. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, согласно Правилам пожарной безопасности в лесах РФ, утв. Постановлением Совмина — Правительства РФ от 9 сентября 1993 г.

N 886 , несут должностные лица, осуществляющие руководство работами на отдельных участках лесного фонда или объектах, либо лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесу, а также юридические лица и граждане, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом (п. 2). В пожароопасный сезон, то есть в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В остальных местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной, т.е.

очищенной до минерального слоя почвы, полосой шириной не менее 0,5 м. По истечении надобности костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; запрещается бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок; употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов; оставлять промасленный или пропитанный бензином, керосином или иными горючими веществами обтирочный материал в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов) на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что места для сжигания мусора, т.е. котлованы или площадки, будут отводиться на расстоянии не менее 100 м от стен хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка и не менее 50 м от стен лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев; территория вокруг мест для сжигания мусора будет очищена в радиусе 25 — 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других легковоспламеняющихся материалов, окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах — двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая с расстоянием между ними 5 м (п.

5, абз. 1 п. 6, абз. 2 п. 8). Перечень противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, и Требования к плану противопожарных мероприятий, выполняемых лесопользователями, утверждены Приказом МПР РФ от 13 июля 2005 г.

N 193 . ——————————— САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3612; см. с изм.

и доп. БНА. 2005. N 40.

Комментарии к ст. 8.32 КОАП РФ

1. Обеспечение пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасности в лесах, является одной из важнейших функций государства.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные лица организаций, а также граждане обязаны постоянно создавать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Поскольку пожары влекут за собой большие человеческие жертвы, причиняют вред здоровью людей и огромный материальный ущерб, самым негативным образом влияют на экологическую обстановку в стране, государство устанавливает общеобязательные требования и правила пожарной безопасности.

Поскольку пожары влекут за собой большие человеческие жертвы, причиняют вред здоровью людей и огромный материальный ущерб, самым негативным образом влияют на экологическую обстановку в стране, государство устанавливает общеобязательные требования и правила пожарной безопасности.

Эти требования установлены Лесным кодексом РФ (ст.

ст. 52 — 53.8), Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.

N 68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417. Согласно ЛК РФ (ст. 52) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах. Статья 53 ЛК РФ определяет перечень мер пожарной безопасности в лесах, осуществляемых в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектами освоения лесов.

Предусмотрено, что Правительство РФ устанавливает правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов.

В 2010 г. в Лесной кодекс РФ включены ст. ст. 53.1 — 53.8, определяющие меры противопожарного обустройства, осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, содержание планов тушения лесных пожаров, устанавливаемых органами государственной власти (федеральными и региональными) в пределах своих полномочий в соответствии со ст.

ст. 81 — 83 ЛК РФ, ряд других мер. Правила пожарной безопасности в лесах определяют общие требования пожарной безопасности в лесах, требования при проведении рубок лесных насаждений, при переработке лесных ресурсов, заготовке живицы; при осуществлении рекреационной деятельности, при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, при добыче торфа, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также требования к пребыванию граждан в лесах. 2. Комментируемая статья содержит 4 состава административных правонарушений, посягающих на установленные законом или иным нормативным правовым актом требования пожарной безопасности.

Часть 1 данной статьи содержит формальный состав, объективная сторона которого состоит в нарушении правил пожарной безопасности. Часть 2 содержит специальный состав, объективная сторона которого заключается в выжигании хвороста, сухой травы и других горючих материалов с нарушением требований пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам и другим лесным объектам. Часть 3 данной статьи определяет условия применения соответствующих санкций за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Часть 4 комментируемой статьи содержит материальный состав, объективная сторона которого состоит в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

3. Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России.

Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер. 4. Правила пожарной безопасности в лесах содержат как общие, так и специальные правила. К общим требованиям относится, например, запрещение разводить костры в определенные периоды и в определенных лесных массивах, бросать горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы и т.п.

Запрещается загрязнение леса бытовыми, строительными, промышленными отходами, мусором. Правила определяют обязанности граждан и юридических лиц при использовании лесов: Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц определены в упомянутых Правилах применительно к видам использования лесов (см. п. п. 16 — 35 Правил). 5. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.

6. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

7. Субъектами правонарушения по всем четырем частям данной статьи могут быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо.

В качестве должностных лиц к ответственности могут быть привлечены руководители государственных, муниципальных, негосударственных и частных предприятий, учреждений и организаций и их должностные лица, непосредственно ответственные за выполнение требований пожарной безопасности в лесах, в служебные обязанности которых входит безусловное соблюдение всех установленных в этой области правил, нормативов, стандартов и требований. 8. С субъективной стороны возможно как умышленное, так и неосторожное совершение указанных деяний.

9. Уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК РФ), а также уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами влекут уголовную ответственность (ч.

2 ст. 261 УК РФ). Если же перечисленные деяния причинили крупный ущерб, то ч. 2 данной статьи предусматривает в качестве одной из мер ответственности лишение свободы на срок до четырех лет. В ст. 261 УК РФ введены две новые части, предусматривающие уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного воздействия (ч.

3) и повышенную ответственность за те же деяния, если они причинили крупный ущерб (ч. 4). Следует также иметь в виду, что нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы и других особо охраняемых государством природных территориях и повлекшие причинение значительного ущерба, влекут уголовную ответственность по ст.

262 УК РФ. 10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст.

23.25), органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34). Назначение штрафа или применение других мер административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает юридических лиц, должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, устанавливаемый уполномоченным государственным органом.

Организации и граждане несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду, в гражданско-правовом порядке. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п.

1 ч. 2 ст. 28.3).

Судебная практика по статье 8.32 КоАП РФ:

  1. Административное наказание назначено ООО «ОАЗИС» в пределах установленных санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. При изучении доводов жалобы и судебных актов оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установлено. Судами установлено, что общество владеет на праве аренды лесным участком с целью заготовки древесины. Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
  3. Административное наказание назначено генеральному директору ООО «ОАЗИС» Шалину АО. в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

+Еще.

Комментарий к ст. 8.32 КоАП РФ

1.

Обязанность граждан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах в обобщающем виде определена ст. 86 ЛК, обязанности лесопользователей по охране лесов от пожара предусмотрены ст. 94 того же Кодекса (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г.

N 116-ФЗ).Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами, входящими в систему Министерства природных ресурсов РФ, планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Упомянутые лесхозы оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются МПР России.Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными МПР и МЧС России, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.

В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом системы МПР России.2.

Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 886, определены Общие требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам.

Общими требованиями, в частности, предусмотрено следующее.В пожароопасный сезон, т.е. в период с момента схода снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова, запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках поврежденного леса (ветровал, бурелом), торфяниках, лесосеках с оставленными порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.Предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов), на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям.Администрации районов и городов могут по представлению государственных органов управления лесным хозяйством разрешать лесхозам и территориальным подразделениям баз авиационной охраны лесов проводить ранней весной и осенью контролируемое выжигание сухой травы на полянах, прогалинах, лугах и напочвенного покрова в лесах в целях предупреждения возникновения лесных пожаров.Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица и граждане, которым не утверждены нормы обеспечения противопожарным оборудованием и средствами для тушения лесных пожаров, обязаны иметь в местах проведения работ и расположения объектов первичные средства пожаротушения (бочки с водой, ящики с песком, огнетушители, топоры, лопаты, метлы и др.), перечень и количество которых согласовываются с лесхозами.3. Правилами пожарной безопасности в лесах определены специальные требования к предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам, ведущим рубки леса.Предприятия, организации, учреждения, другие юридические лица (в том числе лесхозы) и граждане, ведущие рубки леса, обязаны независимо от способа и времени рубок производить одновременно с заготовкой древесины очистку мест рубок от порубочных остатков.Способы очистки мест рубок указываются лесхозами в лесорубочных билетах.При проведении выборочных и постепенных рубок, а также при проведении сплошных рубок в случаях, когда лесопользователи обязаны сохранить подрост и молодняк, должны применяться преимущественно безогневые способы очистки лесосек от порубочных остатков.4.

Арендаторы участков лесного фонда наряду с выполнением требований, предусмотренных п. 10 — 13 Правил пожарной безопасности в лесах, обязаны:- разрабатывать и утверждать для каждого арендуемого участка лесного фонда по согласованию с государственными органами управления лесным хозяйством противопожарные мероприятия в соответствии с планами противопожарного устройства и обеспечивать их проведение;- обеспечивать тушение лесных пожаров в местах проведения работ и действующих лесовозных дорог, а на остальной территории оказывать по требованию лесхозов и баз авиационной охраны лесов помощь в тушении пожаров на неосвоенных, а также пройденных рубкой участках лесного фонда путем выделения рабочей силы и техники.5.

Правилами пожарной безопасности в лесах установлена особая система требований к различным юридическим лицам: организациям, в ведении которых находятся железные и автомобильные дороги, торфодобывающим предприятиям, предприятиям и организациям, занимающимся лесными промыслами, и др.6. Нарушение указанных выше требований пожарной безопасности в лесах рассматривается в качестве проступка при подтверждении самого факта нарушения; данное правонарушение совершается, как правило, по неосторожности.7.

Граждане и должностные лица, виновные в совершении указанных нарушений, несут административную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности по действующему законодательству.Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога рассматриваются в качестве преступлений, предусмотренных ч.

1, 2 ст. 261 УК.8. Наложение административного штрафа за нарушение требований пожарной безопасности в лесах не освобождает должностных лиц, граждан и юридических лиц от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, установленный органом системы МПР России.9.

О должностных лицах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 9 комментария к ст. 8.24. Помимо указанных должностных лиц дела о комментируемых правонарушениях вправе также рассматривать должностные лица Государственной противопожарной службы МЧС России, указанные в ч.

2 ст. 23.34 КоАП (при этом необходимо учитывать процессуальные особенности, установленные ч. 3 ст. 23.34 КоАП; см. также п. 1, 2 комментария к названной статье).

Судебная практика по ст. 8.32 КоАП РФ

от 25 декабря 2015 г. Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 20 октября 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 3 июня 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация от 16 июля 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам, надзор от 9 июня 2012 г. Административная коллегия, надзор от 30 мая 2012 г.

Судебная коллегия по административным делам, апелляция от 11 марта 2011 г.

Административная коллегия, надзор от 11 марта 2011 г. Административная коллегия, надзор

Статья 8.32. КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

1.

Обеспечение пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасности в лесах, является одной из важнейших функций государства. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные лица организаций, а также граждане обязаны постоянно создавать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Поскольку пожары влекут за собой большие человеческие жертвы, причиняют вред здоровью людей и огромный материальный ущерб, самым негативным образом влияют на экологическую обстановку в стране, государство устанавливает общеобязательные требования и правила пожарной безопасности.

Эти требования установлены Лесным кодексом РФ (ст. ст. 52 — 53.8), Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 г.

N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г.

N 417. Согласно ЛК РФ (ст. 52) охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности и тушение пожаров в лесах.

Статья 53 ЛК РФ определяет перечень мер пожарной безопасности в лесах, осуществляемых в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектами освоения лесов.

Предусмотрено, что Правительство РФ устанавливает правила пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов. В 2010 г. в Лесной кодекс РФ включены ст.

ст. 53.1 — 53.8, определяющие меры противопожарного обустройства, осуществление мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, содержание планов тушения лесных пожаров, устанавливаемых органами государственной власти (федеральными и региональными) в пределах своих полномочий в соответствии со ст.

ст. 81 — 83 ЛК РФ, ряд других мер. Правила пожарной безопасности в лесах определяют общие требования пожарной безопасности в лесах, требования при проведении рубок лесных насаждений, при переработке лесных ресурсов, заготовке живицы; при осуществлении рекреационной деятельности, при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог, при добыче торфа, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также требования к пребыванию граждан в лесах. 2. Комментируемая статья содержит 4 состава административных правонарушений, посягающих на установленные законом или иным нормативным правовым актом требования пожарной безопасности.

Часть 1 данной статьи содержит формальный состав, объективная сторона которого состоит в нарушении правил пожарной безопасности.

Часть 2 содержит специальный состав, объективная сторона которого заключается в выжигании хвороста, сухой травы и других горючих материалов с нарушением требований пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам и другим лесным объектам. Часть 3 данной статьи определяет условия применения соответствующих санкций за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Часть 4 комментируемой статьи содержит материальный состав, объективная сторона которого состоит в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

3. Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Рассматриваемое правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Таким образом, объект посягательства данного правонарушения имеет комплексный характер.

4. Правила пожарной безопасности в лесах содержат как общие, так и специальные правила. К общим требованиям относится, например, запрещение разводить костры в определенные периоды и в определенных лесных массивах, бросать горящие спички, окурки, оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами материалы и т.п.

Запрещается загрязнение леса бытовыми, строительными, промышленными отходами, мусором.

Правила определяют обязанности граждан и юридических лиц при использовании лесов: Специальные правила и соответствующие обязанности физических и юридических лиц определены в упомянутых Правилах применительно к видам использования лесов (см.

п. п. 16 — 35 Правил). 5. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. 6. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

7. Субъектами правонарушения по всем четырем частям данной статьи могут быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо. В качестве должностных лиц к ответственности могут быть привлечены руководители государственных, муниципальных, негосударственных и частных предприятий, учреждений и организаций и их должностные лица, непосредственно ответственные за выполнение требований пожарной безопасности в лесах, в служебные обязанности которых входит безусловное соблюдение всех установленных в этой области правил, нормативов, стандартов и требований. 8. С субъективной стороны возможно как умышленное, так и неосторожное совершение указанных деяний.

9. Уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК РФ), а также уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами влекут уголовную ответственность (ч. 2 ст. 261 УК РФ). Если же перечисленные деяния причинили крупный ущерб, то ч.

2 данной статьи предусматривает в качестве одной из мер ответственности лишение свободы на срок до четырех лет.

В ст. 261 УК РФ введены две новые части, предусматривающие уголовную ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного воздействия (ч. 3) и повышенную ответственность за те же деяния, если они причинили крупный ущерб (ч. 4). Следует также иметь в виду, что нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы и других особо охраняемых государством природных территориях и повлекшие причинение значительного ущерба, влекут уголовную ответственность по ст.

262 УК РФ. 10. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст.

23.34). Назначение штрафа или применение других мер административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах не освобождает юридических лиц, должностных лиц и граждан от обязанности устранить допущенное нарушение в срок, устанавливаемый уполномоченным государственным органом.

Организации и граждане несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду, в гражданско-правовом порядке. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п.

1 ч. 2 ст. 28.3).

КоАП РФ, Статья 8.32.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

КоАП РФ, Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности УК РФ, Статья 168.

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности УК РФ, Статья 261.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+