Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Поступление целевых средств в учете нко

Поступление целевых средств в учете нко

Поступление целевых средств в учете нко

Пример 5 — помощь детскому дому


НКО были выделены денежные средства на оказание безвозмездной помощи детскому дому. На указанные средства 15.10.2014 НКО закупила детскую одежду на сумму 250 000 руб., а также были оплачены работы, связанные с капитальным ремонтом здания детского дома в размере 1 500 000 руб.

Данные операции были отражены так: Дата Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции Документ 15.10.2014 60 250000 Произведена оплата выставленного продавцом счета за детскую одежду Счет-фактура 15.10.2014 10 60 250000 Поступившая детская одежда принята к учету Бухгалтерская справка 15.10.2014 86 10 250000 Передача детской одежды детскому дому Договор 15.10.2014 60 1500000 Оплата ремонта здания Договор, счет-фактура 15.10.2014 86 60 1500000 Списание суммы ремонта за счет целевых средств Бухгалтерская справка

Организация учета целевых средств в некоммерческих организациях

В бухгалтерском учете некоммерческой организации (НКО) основное место занимает учет средств целевого финансирования. Термин «целевое финансирование» встречается и в бухгалтерском учете, в частности, для наименования счета 86, и в налоговом праве.

В гражданском законодательстве такого понятия нет, однако при составлении различного рода договоров необходимо руководствоваться только нормами гражданского права. Наиболее близкими понятиями гражданского права для деятельности НКО являются договоры дарения (ст. 572 ГК РФ) и пожертвования (ст.

582 ГК РФ). Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования делаются гражданам, лечебным и воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям.

Пожертвования предопределяют наличие обязанностей у благополучателя.

Так, жертвователь имеет право выдвинуть условие использовать переданное им имущество по определенному назначению. Нарушение этой обязанности благополучате-лем может повлечь за собой отмену пожертвования. Если же такое условие отсутствует, то пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением.

Если же такое условие отсутствует, то пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное условие, должно вести обособленный учет всех операций по применению пожертвованного имущества.

Изменить установленные условия мож – но только с согласия жертвователя. Если же жертвователь – юридическое лицо ликвидировано, изменить назначение использования имущества можно лишь по решению суда. Налоговый учет В деятельности НКО встречаются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в качестве безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом № 95-ФЗ , а также имущества, поступившего налогоплательщику в рамках целевого финансирования.

Организации обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относятся и полученные гранты.

Грантами признаются денежные средства или иное имущество, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  1. гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на реализацию конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;
  2. гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным отчетом о целевом использовании гранта.

Не признается налогооблагаемым доходом имущество, безвозмездно полученное негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности, а также имущество, включая денежные средства, и имущественные права, которые получены религиозной организацией в связи с совершением обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением подакцизных товаров): из бюджета бюджетополучателям и на содержание НКО, на ведение ими уставной деятельности; переданные безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные получателями по назначению.

Налогоплательщики – получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет полученных (произведенных) доходов (расходов).

Целевыми доходами и расходами могут быть признаны поступившие средства, только если они полностью соответствуют требованиям лица, осуществившего финансирование.

Для контроля за целевым использованием средств необходимо обеспечить тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета, а также данных первичных документов. Наиболее часто встречающаяся схема оформления документов, отражающих поступление и расходование средств, заключается в разработке системы маркировки в соответствии с источниками целевого финансирования.

Основой организации бухгалтерского учета и документирования должно служить соответствие субсчетов (или субконто) счета 86 «Целевое финансирование» конкретным источникам целевого финансирования, которым в дополнение присваивается код, идентичный номеру целевого проекта, договора на получение целевого финансирования или аббревиатуре финансирующей организации. В бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации попадают суммированные данные по всем субсчетам целевого финансирования, его доходной и расходной частей. В регистрах бухгалтерского учета должна быть представлена развернутая картина по каждому источнику финансирования.

Для подтверждения данных бухгалтерских регистров на оправдательных документах следует проставлять маркировку с целью идентификации полученных доходов и понесенных расходов с определенным источником финансирования.

В маркировке помимо знаков, указывающих на конкретный источник финансирования или проект, могут присутствовать уточняющие знаки или цифры, позволяющие напрямую сопоставить произведенные расходы с определенными статьями бюджета или сметы. При отсутствии подобной системы идентификации первичных документов с источниками целевого финансирования проверяющие органы скорее всего не смогут сделать выводы о целевом использовании средств и ведении раздельного учета. Следствием будет отнесение целевых доходов к внереализационным и последующее их налогообложение.

Невозможно рассматривать какую-либо финансово-хозяйственную операцию, изъяв ее из общего контекста деятельности организации.

Поэтому надо сопоставлять все виды информации, которая можетиметь отношение к учету целевых средств. Если обратиться к правилам налогового учета и составления декларации по налогу на прибыль организаций , можно увидеть, что для отражения поступивших целевых средств, в том числе и выраженных в иностранной валюте, НКО заполняют лист 07

«Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования»

. МНС России в рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» предложило некоммерческим организациям формы Регистров учета целевых средств в виде:

  1. Регистра учета расходования целевых средств;
  2. Регистра учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.
  3. Регистра учета поступлений целевых средств;

Итоги по указанным Регистрам переносятся в лист 07 декларации по налогу на прибыль.

Перечень имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, разработанный на основе положений ст. 251 НК РФ, приведен в Приложении № 2 к Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль организаций . Бухгалтерский учет Учет целевых доходов и расходов можно отнести к сложным и спорным моментам в учете НКО.

В настоящее время для обобщения информации по целевым доходам и расходам используют счет 86.

Для отражения целевых расходов организации по своему выбору, зафиксированному в учетной политике, могут применять либо непосредственно счет 86, либо 20 «Основное производство», либо 26 «Общехозяйственные расходы». Счет 20 для этих целей напрямую рекомендован Минфином России (см.Утверждена приказом Минфина России от 7 февраля 2006 г. № 24н. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г.

№ 94н). Неудобства в применении счетов 20 и 26 автор видит в следующем. При использовании счета 20 традиционно учет должен вестись по экономическим элементам, что в деятельности НКО никакой практической пользы не имеет, а механизм учета весьма утяжеляет. Некоторые специалисты протестуют против применения этого счета именно из-за его названия, так как никакого производства у организации в части ее некоммерческой деятельности нет.

Счет 26 также не полностью соответствует по названию учитываемым величинам, так как кроме общехозяйственных у НКО имеются и иные виды расходов. Кроме того, по правилам бухгалтерского учета этот счет ежемесячно должен закрываться, что не всегда оправданно в ходе хозяйственной деятельности НКО.

Таким образом, для учета целевых средств счет 86 является основным. Несмотря на это, отсутствует единая методика учета целевых доходов и расходов.

Задача несколько упрощается, когда у организации один источник финансирования и она выполняет единственную целевую программу. На практике такое происходит крайне редко. Как правило, НКО имеет несколько источников финансирования и выполняет несколько целевых проектов или программ.

Поскольку в основе деятельности некоммерческой организации лежит смета, то, по мнению автора, и методику учета целевых средств нужно строить, применяя аналогичные подходы. Одним из принципов бухгалтерского учета НКО является единство и сопоставимость данных бухгалтерской, налоговой и финансовой (предоставляемой донорским организациям) отчетности. Исходя из этого можно рекомендовать строить систему учета, отражая на субсчетах счета 86 источники финансирования.

Собранная на субсчетах бухгалтерская информация является основой для составления отчета перед конкретной финансирующей организацией или физическим лицом. Поскольку в организациях выполняются несколько проектов и программ, то второй уровень субсчетов можно рекомендовать для отражения доходов и расходов по целевым проектам и программам.

Следующий уровень детализации может соответствовать конкретным статьям бюджета для каждой целевой программы.

В итоге детализация счета 86 будет выглядеть следующим образом:

  1. первый уровень субсчета (субконто) – источники финансирования, отраженные на субсчетах первого уровня счета целевого финансирования (A, B Z);
  2. третий уровень субсчета (субконто) – номера бюджетных статей конкретных целевых проектов, в частности:
  3. второй уровень субсчета (субконто) – номера целевых проектов и программ, отраженные на субсчетах второго уровня (I, II и т.д.);
  • аренда помещения для проведения целевого мероприятия,
  • административные расходы.
  • покупка оборудования по целевому проекту,
  • заработная плата и социальные отчисления,
  • транспортные расходы,
  • ремонт оборудования целевого проекта,

К примеру, бухгалтерские записи при получении целевого финансирования из источника А будут выглядеть таким образом: Д 50, 51, 52 – К 86-А.

Расходы при начислении заработной платы работникам, принимавшим участие в целевом проекте I за счет источника А, можно отразить так: Д 86-A-I-1 – К 70.

Пример. Общественная организация, основанная на членстве, реализует два целевых проекта. Она финансируется из трех различных источников: зарубежного благотворительного фонда (A), российской коммерческой фирмы (B) и членских взносов. Источники финансирования по проектам отражаются на субсчетах счета 86 соответственно: источник финансирования A – на субсчете 86-1, источник финансирования B – на субсчете 86-2, членские взносы – на субсчете 86-3.

Номера целевых проектов, которые отражаются на субсчетах второго уровня, – I, II, номера бюджетных статей целевых проектов – 1, 2 и т.д. Зарубежный благотворительный фонд финансирует оба проекта. Первый проект дополнительно финансируется российской коммерческой фирмой.

На покрытие расходов по второму проекту дополнительно используются средства, собранные в виде целевых взносов.

Первый проект имеет целью оборудование детского уголка в городской больнице и включает статьи расходов, перечисленные в табл.

1. Второй проект направлен на оказание санитарно-гигиенической помощи детям из неблагополучных семей и включает в себя статьи расходов, указанные в табл. 2. Таблица 1 Показать всю таблицу № статьи бюджета статьи бюджета проекта I расхды, план (РУБ.) источники Всего А В 1 Ремонт помещения детского уголка 700 000 300 000 1 000 000 2 Строительные материалы для ремонта 600 000 100 000 700 000 3 Мебель 450 000 – 450 000 4 Игрушки – 100 000 100 000 5 5.1 5.2 5.3 Административные расходы, включая: заработную плату директора заработную плату бухгалтера средства связи 96 000 72 000 12 000 96 000 72 000 12 000 Всего 1 918 000 512 000 ИТОГО по проекту – 430 000 Таблица 2 Показать всю таблицу № статьи бюджета статьи бюджета проекта 2 Рfсходы, план (РУБ.) Источник А Членские взносы Всего 1 Зарплата дежурного врача 120 000 — 120 000 2 Медикаменты и аптекарские товары 80 000 20 000 100 000 3 Средства бытовой химии, хозяйственные товары 50 000 — 50 000 4 Аренда помещения пункта помощи 240 000 — 240 000 5 5.1 5.2 5.3 Административные расходы, включая: заработную плату директора заработную плату бухгалтера офисные принадлежности 6 000 24 000 12 000 4 000 24 000 12 000 10 000 496 000 60 000 ИТОГО по проекту — 556 000 Бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом: при оплате договора на производство ремонтных работ со строительной фирмой Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – К 51 «Расчетные счета» – 1 000 000 руб.
2. Таблица 1 Показать всю таблицу № статьи бюджета статьи бюджета проекта I расхды, план (РУБ.) источники Всего А В 1 Ремонт помещения детского уголка 700 000 300 000 1 000 000 2 Строительные материалы для ремонта 600 000 100 000 700 000 3 Мебель 450 000 – 450 000 4 Игрушки – 100 000 100 000 5 5.1 5.2 5.3 Административные расходы, включая: заработную плату директора заработную плату бухгалтера средства связи 96 000 72 000 12 000 96 000 72 000 12 000 Всего 1 918 000 512 000 ИТОГО по проекту – 430 000 Таблица 2 Показать всю таблицу № статьи бюджета статьи бюджета проекта 2 Рfсходы, план (РУБ.) Источник А Членские взносы Всего 1 Зарплата дежурного врача 120 000 — 120 000 2 Медикаменты и аптекарские товары 80 000 20 000 100 000 3 Средства бытовой химии, хозяйственные товары 50 000 — 50 000 4 Аренда помещения пункта помощи 240 000 — 240 000 5 5.1 5.2 5.3 Административные расходы, включая: заработную плату директора заработную плату бухгалтера офисные принадлежности 6 000 24 000 12 000 4 000 24 000 12 000 10 000 496 000 60 000 ИТОГО по проекту — 556 000 Бухгалтерские записи будут выглядеть следующим образом: при оплате договора на производство ремонтных работ со строительной фирмой Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – К 51 «Расчетные счета» – 1 000 000 руб.

– перечислена предоплата строительной фирме; Д 86-1Т-1 (источник финансирования А, проект I, статья 1) – К 60 – 700 000 руб. – отнесена за счет средств целевого финансирования из источникаА часть стоимости работ; Д 86-2Т-1 (источник финансирования В, проект I, статья 1) – К 60 – 300 000 руб. – отнесена за счет средств целевого финансирования из источника В часть стоимости работ; при дополнительной закупке строительных материалов для ремонта Д 60 – К 51 – 700 000 руб.

– перечислена предоплата за строительные материалы оптовой базе; Д 10 «Материалы», субсчет 8 «Строительные материалы» – К 60 – 700 000 руб. – приняты к учету материалы; Д 86-1-1-2 (источник финансирования А, проект I, статья 2) – К 10-8 – 600 000 руб. – отнесена за счет средств целевого финансирования из источникаА часть стоимости работ; Д 86-2Т-2 (источник финансирования В, проект I, статья 2) – К10-8 -100 000 руб.

– отнесена за счет средств целевого финансирования из источника В часть стоимости работ; при закупке канцелярских принадлежностей по проекту II Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – К 51 «Расчетные счета» – 10 000 руб. – перечислена предоплата магазину за канцелярские принадлежности; Д 10, субсчет 6 «Прочие материалы» – К 60 – 10 000 руб.

– приняты к учету материалы; Д 86-1-П-5.3 (источник финансированияА, проект II, статья 5.3) – К 10-6 – 6000 руб. – отнесена за счет средств целевого финансирования из источникаА часть стоимости работ; Д 86-3-П-5.3 (членские взносы, проект II, статья 5.3) – К 10-6 – 4000 руб.

– отнесена за счет членских взносов часть стоимости работ.

Другие расходы по проектам записываются по счетам бухгалтерского учета аналогично. смета некоммерческой организации Система бухгалтерского учета НКО должна содержать информацию не только о состоянии активов и пассивов, наличии и объеме имущества организации, но и в отличие от коммерческой организации о том, как использованы полученные целевые средства.

Основой для отражения такого рода информации является смета. В Федеральном законе от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» говорится, что каждая НКО должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Коротко сметуможно определить как план предстоящих поступлений материальных и денежных средств, а также расходов организации.

Смету доходов и расходов нередко называют бюджетом.

Смета НКО составляется на календарный год, а также на выполнение определенной программы или проекта. Проект сметы обсуждается и утверждается высшим руководящим органом в соответствии с уставом организации. Изменения, которые необходимо внести в смету, следует письменно согласовать с тем органом, который утвердил первоначальный вариант.

Для некоторого упрощения работы можно рекомендовать составлять смету по тем же статьям доходов и расходов, которые предусмотрены отчетом о доходах и расходах. Примерная смета НКО на финансовый год может выглядеть следующим образом: Показать всю таблицу Статья Наименование статей сметы Расходы на целевые мероприятия, в том числе: социальная и благотворительная помощь 1.2 проведение конференций, совещаний, семинаров и т.

п. 1.2.1 заработная плата участникам целевых мероприятий 1.3 Иные мероприятия 1.4 2 Расходы на содержание аппарата управления, в том числе: 2.1 расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления) 2.2 выплаты, не связанные с оплатой труда 2.3 расходы на служебные командировки и деловые поездки 2.4 содержание помещений, зданий, автомобильного транспорта и иного имущества (кроме ремонта) 2.5 ремонт основных средств и иного имущества 2.6 прочие 2.7 3 Приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества 4 Прочие 5 Смета целевого проекта или программы составляется в соответствии с целями проекта (программы) и утверждается финансирующей стороной. Чаще всего это юридические лица.

Если организация занимается благотворительной деятельностью, то составляется благотворительная программа, которая включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов, устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Однако для благотворительных организаций есть определенные ограничения. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ

«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год.

Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ. Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения этого пожертвования.

Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

В заключение еще раз обратим внимание, что на настоящий момент далеко не все тонкости учета целевых средств урегулированы на законодательном и нормативном уровнях. При работе с целевыми средствами НКО обязаны максимально точно выполнять не только нормы и правила российского законодательства, но и требования донорских организаций. Все принятые решения по организации учета целевого финансирования с учетом требований донорских организаций должны найти отражение в учетной политике.

О некоторых особенностях налогообложения и бухгалтерского учета средств целевого финансирования, поступающих в адрес НКО

Действующее в настоящее время в России налоговое законодательство четко выделяет специфику такого вида поступлений, как средства целевого финансирования. Напомним, что в соответствии с пп.

14 п.1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ (часть 2) к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования. При этом строго определены виды, в которых может быть осуществлено целевое финансирование, а именно:

  1. в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  2. в виде средств, полученных общест-вом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
  3. в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
  4. в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  5. гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
  6. в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  7. в виде грантов (денежных средств или иного имущества) в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
    • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
    • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
    • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
  8. гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  9. в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  10. гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

Особое внимание следует обратить на то, что в соответствие с действующим налоговым законодательством налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Только в этом случае средства целевого финансирования исключаются из категории доходов, подлежащих налогообложению в части налога на прибыль.

При отсутствии раздельного учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.Что касается других средств, поступающих в некоммерческие организации, то им в соответствии с п. 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (часть 2) дополнительно предоставляется право не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению1 .

При этом некоммерческие организации — получатели указанных целевых поступлений обязаны также вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности приведен в п.2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (часть 2) и является закрытым.

К ним относятся:1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы2 , целевые взносы и отчисления в публично — правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования3 , признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно- учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.Что касается правил бухгалтерского учета, то, как известно, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г., предписывают учет поступления и расходования средств целевого финансирования на счете 86 «Целевое финансирование». К сожалению, приходится констатировать тот факт, что действующая в области бухгалтерского учета законодательно-нормативная база не включает в себя какого-либо отдельного правового акта, содержащего четкое определение целевого финансирования и детальной методологии его бухгалтерского учета в некоммерческих организациях4.

Здесь нелишне упомянуть, что целый ряд объектов бухгалтерского учета некоммерческих организаций оставлен действующей нормативно-правовой базой без внимания. Так, например, в соответствие с п.1 статьи 1 ПБУ 14/20 «Учет нематериальных активов» изложенные в этом документе правила бухгалтерского учета нематериальных активов применяются лишь в коммерческих организациях. Может быть, уважаемый законодатель исключил возможность наличия в некоммерческой организации такого объекта бухгалтерского учета, как нематериальные активы, что абсолютно не соответствует реальной действительности?

Либо некоммерческие организации нуждаются в каком-то особом порядке учета нематериальных активов? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие вопросы бухгалтеров некоммерческих организаций, пока отсутствует, что не снимает с них ответственности за правильное ведение бухгалтерского учета.Таким образом, в настоящее время некоммерческие организации могут вести бухгалтерский учет целевого финансирования, опираясь лишь на инструкцию по применению счета 86 «Целевое финансирование» к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.

(далее по тексту — инструкция). В характеристике счета 86 «Целевое финансирование», приведенной в инструкции, средства целевого финансирования определяются как:

  1. средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения;
  2. средства, поступившие от других организаций и лиц;
  3. другие средства.

По нашему мнению, эту характеристику вряд ли можно признать четко соответствующей истинной сущности целевого финансирования и использовать в качестве его определения.

Отсутствие четкого и однозначного бухгалтерского определения целевого финансирования на практике зачастую приводит к использованию для целей бухгалтерского учета критериев отнесения тех или иных средств к средствам целевого финансирования, изложенным в налоговом законодательстве и описанным выше, что, по нашему мнению, не совсем корректно и правильно.Следующей, и более значимой, проблемой учета средств целевого финансирования в некоммерческих организациях является отражение их поступления в бухгалтерском учете.

В инструкции сказано, что полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий средства целевого назначения отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», из чего следует вывод: бухгалтерская проводка Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Кредит счета 86 «Целевое финансирование»может быть сделана лишь по факту получения средств целевого финансирования, то есть не раньше, чем проводкаДебет счета 51(50,52,….) «Расчетный счет» («Касса», «Валютный счет»,.)Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».Но это прямо противоречит основному принципу бухгалтерского учета — «принципу начисления», предполагающему учет доходов и расходов в момент их возникновения, независимо от даты оплаты.Более того, на практике это приводит к невозможности отражения в бухгалтерском учете операций по использованию средств целевого финансирования в тех случаях, когда момент непосредственного их получения некоммерческой организацией на расчетный счет (либо в кассу, либо на валютный счет и т.п.) значительно отстает по времени от ожидаемой, то есть зафиксированного договоренностью между финансирующей стороной и стороной-получателем этих средств, даты5.

Ведь в соответствие с инструкцией использование целевого финансирования должно быть отражено по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счетов: 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.п.

(в зависимости от характера использования). Поэтому в ситуации несвоевременного поступления средств целевого финансирования отражение их использования в бухгалтерском учете приведет в итоге к отрицательному сальдо на счете 86 «Целевое финансирование»6, что было бы исключено в случае учета источников целевого финансирования не по факту оплаты, а по факту начисления.Изложенная нами точка зрения подтверждается и тем, что многие виды целевого финансирования технически невозможно отражать в бухгалтерском учете иначе, как методом начисления. В качестве примера приведем учет членских взносов в некоммерческих организациях, построенных на обязательном членстве юридических либо физических лиц.Пример 1Общеизвестно, что порядок взимания членских взносов, представляющих собой, по сути, средства целевого финансирования членами некоммерческой организации уставной деятельности этой организации, изложен в учредительных документах каждой некоммерческой организации.

Так, например, этими документами может быть установлено, что взимание вступительный взноса осуществляется не позднее 1 недели со дня вступления юридического или физического лица в члены некоммерческой организации, а ежегодного членского взноса — не позднее 1 июня каждого отчетного года. Тогда в момент наступления вышеуказанных сроков в бухгалтерском учете должны быть сделаны нижеследующие проводки:а) не позднее 1 недели со дня вступления в члены — начислен вступительный членский взносДебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», соответствующий субсчетКредит счета 86 «Целевое финансирование», субсчет7 «членские взносы»;б) ежегодно не позднее 1 июня отчетного года — начислен ежегодный членский взносДебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»Кредит счета 86 «Целевое финансирование», субсчет «Членские взносы».Факт уплаты членских взносов будет отражаться в бухгалтерском учете некоммерческой организации проводкой: получен на расчетный счет (в кассу, на валютный счет.…) членский взносДебет счета 51(50,52,….) «Расчетный счет» («Касса», «Валютный счет»,.)Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», соответствующий субсчет.Обратим внимание на то, что факт оплаты членских взносов произойдет, а следовательно, будет отражен в бухгалтерском учете, в отрыве от момента их начисления — возможно, несколько позже, а возможно, — и раньше8.

В итоге, при условии правильно организованного аналитического учета на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», синтетическое сальдо этого счета отразит на каждую отчетную дату общее состояние взаиморасчетов некоммерческой организации со всеми своими членами, а сальдо каждого открытого к нему аналитического счета по учету членских взносов — состояние взаиморасчетов с каждым конкретным членом.
В итоге, при условии правильно организованного аналитического учета на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», синтетическое сальдо этого счета отразит на каждую отчетную дату общее состояние взаиморасчетов некоммерческой организации со всеми своими членами, а сальдо каждого открытого к нему аналитического счета по учету членских взносов — состояние взаиморасчетов с каждым конкретным членом.

В этом случае, правильно организованный бухгалтерский учет выполнит свою основную задачу — наиболее полное и объективное отражение финансово-хозяйственной жизни организации, чего, несомненно, не произошло бы в случае отказа от «принципа начисления».Таким образом, с учетом ориентации российского бухгалтерского учета на международный учетный принцип — «принцип начисления» — единственно приемлемой в условиях действующей законодательно-нормативной базы является процедура учета целевого финансирования по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в момент наступления даты, когда финансирующая сторона обязана их передать, а не по факту передачи.В заключение хотелось бы особо акцентировать внимание читателя на целесообразности ведения некоммерческими организациями глубокого и разветвленного аналитического учета к счету 86 «Целевое финансирование», что предоставит возможность органам управления этих организаций на основе детальной бухгалтерской информации принимать грамотные и эффективные управленческие решения.М.В.

Кошкина, главный бухгалтер Союза московских композиторов, доцент, к.э.н.Опубликовано в номере: №1 / 2003 1 Напомним, что в соответствие с пп. 1 п. 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ (часть 2) операции по передаче любого имущества в адрес некоммерческих организаций на осуществление ими основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не облагаются также и налогом на добавленную стоимость.2 Для организаций, основанных на добровольном членстве юридических и (или) физических лиц, нередко существенное значение имеют целевые поступления в виде членских взносов. Являясь формой парафискальных платежей, членские взносы создают экономическую базу суверенности подобных организаций.

Система членских взносов предполагает следующие их виды: вступительные взносы; регулярные взносы; единовременные взносы. Первые два из них носят обязательный характер, а третий — осуществляется исключительно в добровольном порядке. Важнейшей задачей некоммерческих организаций на современном этапе следует признать создание условий для поступления единовременных членских взносов в любых (не обязательно в денежной) формах.

При этом предусмотренная действующим законодательном невозможность рассмотрения налоговыми органами единовременного членского взноса в адрес некоммерческой организации в качестве безвозмездной передачи имущества, служит мощным стимулом для привлечения единовременных членских взносов.3 В соответствие со статьей 582 Гражданского кодекса РФ (часть 2) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Адресатами пожертвований могут быть как физические лица, так и юридические лица (лечебные и воспитательные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, благотворительные, научные и учебные учреждения, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации), а также государство и другие субъекты гражданского права. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.4 Коммерческим организациям, на наш взгляд, повезло несколько больше. Хотя бы в отношении целевого финансирования со стороны государства они могут воспользоваться методологией бухгалтерского учета, изложенной в, утвержденной Приказом Минфина РФ № 92н от 16.10.2000 г.

Напомним, что данное ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.5 К сожалению, факты несвоевременного перечисления средств целевого финансирования их адресатам в реальной практике встречаются достаточно часто.6 Это автоматически произойдет по причине отсутствия кредитового оборота на счете 86 «Целевое финансирование», отражающего наличие источника для последующего использования средств целевого финансирования. В результате может возникнуть ложное представление о реальной ситуации: источника целевого финансирования нет, а его использование осуществляется.

На самом деле, источник конечно же есть, запаздывает лишь факт оплаты.7 При наличии в некоммерческой организации разных видов членских взносов (вступительных, регулярных, разовых), по нашему мнению, целесообразно введение к субсчету «членские взносы» для каждого из них отдельного аналитического счета.8 На практике часто встречаются случаи досрочной уплаты членских взносов наиболее добросовестными членами некоммерческих организаций. В то же время, к сожалению, зачастую можно наблюдать и наличие задолженности по уплате членских взносов со стороны отдельных членов организации.

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Счет 86 «Целевое финансирование»

Для обобщения информации о движении поступивших средств целевого финансирования предназначен синтетический счет 86 «Целевое финансирование» ().

Средства целевого финансирования, которые получены в качестве источника финансирования затрат, отражаются так: Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — Кредит счета 86 Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. – Кредит счета 76 Бюджетные средства, учитываемые в соответствии с , могут отражаться в бухучете по «кассовому» методу: счет 86 может напрямую корреспондировать со счетами учета денежных средств: Дебет счетов 50, 51 и др.

– Кредит счета 76 Бюджетные средства, учитываемые в соответствии с , могут отражаться в бухучете по «кассовому» методу: счет 86 может напрямую корреспондировать со счетами учета денежных средств: Дебет счетов 50, 51 и др. – Кредит счета 86 Использование средств целевого финансирования будет отражаться в зависимости от вида целевых средств и направления их расходования (): Операция Дебет счета Кредит счета Направлены средства целевого финансирования на содержание некоммерческой организации 86 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Использованы некоммерческой организацией средства целевого финансирования, полученные в виде инвестиционных средств 86 83 «Добавочный капитал» Направлены коммерческой организацией бюджетные средства на финансирование расходов 86 98 «Доходы будущих периодов» Аналитический учет на счете 86 необходимо вести по назначению целевых средств и источникам их поступления. Примеры бухгалтерского учета средств целевого финансирования в и можно посмотреть в наших консультациях.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Добавить комментарий

Имя (обязательное) E-Mail (обязательное) Нажимая кнопку “Отправить”, я принимаю условия Политики конфиденциальности и даю своё согласие на обработку моих персональных данных Подписаться на уведомления о новых комментариях

Обновить Отправить Отменить JComments Joomla SEF URLs by Artio

Аутсорсинг в НКО

Благодаря аутсорсингу, ваша компания сохранит финансовое положение и даже сможет сэкономить стратегически важные средства.

Привлечение сторонних специалистов, осуществляющих бухгалтерский учет в НКО, позволит добиться следующего

  1. Начальство может не терять время на бухгалтерию, благодаря чему сохраняется время для руководства всеми процессами в организации.
  2. Компания может избежать расходов на организацию работы бухгалтера, осуществляющего ведение бухгалтерского учета в нко, выплату зарплаты, уплату налогов и пр.
  3. И главное, аутсорсинговая фирма обязана возместить утечку средств, связанную с ошибочным расчетом налогов, повлекшим штрафы. Особенности учета некоммерческих организаций известны нам в совершенстве!

С сайта: http://a-finance.consulting/uslugi/buhgalterskij-uchet/vedenie-ucheta-v-nekommercheskih-organizatsiiah

Целевые поступления некоммерческих организаций

При расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные по назначению (пожертвования, вступительные и членские взносы и пр.), указанные в п. 2 ст. 251 НК РФ. СРЕДСТВА БЮДЖЕТА Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций налогом на прибыль не облагаются. Для того чтобы применять льготу, НКО должна быть бюджетополучателем, и как таковая указана в бюджетной росписи.

А поступления из бюджета должны соответствовать определениям бюджетных ассигнований и субсидий, указанных в ст. 69 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Для НКО типична ситуация, когда они получают деньги не напрямую из бюджета, а от вышестоящего органа.

Например, от администрации города. В этом случае необходимо внимательно читать договор.

Если между НКО и администрацией заключен договор возмездного оказания услуг, стороны которого именуются «заказчик» и «исполнитель» (либо «сторона 1» и «сторона 2», но по сути условия возмездности соблюдаются), то поступления по такому договору являются доходами от реализации. И облагаются не только налогом на прибыль, но и НДС. Даже в том случае, если в платежном поручении на получение средств администрации города есть запись – «НДС не облагается».

Если НКО получило освобождение от уплаты НДС, то налог платить не нужно. В бухучете такие поступления отражают по кредиту счета 90 “Продажи” субсчет «Выручка».

Другое дело, если НКО указана в бюджетной росписи сама, как получатель бюджетных средств. Данные поступления являются ассигнованиями, субвенциями или субсидиями. В этом случае полученные средства не учитываются при расчете налога на прибыль, как целевые поступления.

Они отражаются на счете 86 “Целевое финансирование” и указываются в ф. № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» по стр.

250 «Прочие». НДС такие поступления так же не облагаются. Главное, чтобы бухгалтер НКО по ошибке не выставил счета-фактуры.

Ведь получение субсидий или субвенций реализацией не является. Но только в том случае, если НКО использовала их по назначению.

Нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со ст.

289 Бюджетного кодекса РФ – это направление и использование средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет их изъятие в бесспорном порядке.

Кроме того, статья 15.14 КоАП РФ устанавливает за данное правонарушение штрафы: – на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; – на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ ЦЕЛИ Ответ на вопрос, облагаются ли полученные пожертвования налогом на прибыль у всех НКО, является сложным. Ранее пункт 1 ст. 582 ГК РФ содержал только 4 организационно-правовые формы НКО, которые имели право получать пожертвования: фонды, общественные организации, религиозные организации, а также учреждения некоторых видов.
Ранее пункт 1 ст. 582 ГК РФ содержал только 4 организационно-правовые формы НКО, которые имели право получать пожертвования: фонды, общественные организации, религиозные организации, а также учреждения некоторых видов.

Сейчас к жертвополучателям отнесены и

«иные некоммерческие организации в соответствии с Законом»

. Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона № 7-ФЗ для всех НКО в качестве источника формирования имущества названы «добровольные имущественные взносы и пожертвования». Действие данного закона не распространяется лишь на потребительские кооперативы, государственные и муниципальные учреждения.

В первую очередь это касается автономных некоммерческих организаций и некоммерческих партнерств, чья деятельность направлена не на решение проблем соответственно учредителей и членов таких организация, а на общественно полезные цели.

Так как для них никаких ограничений на такой источник доходов, как пожертвования, законом не установлено, то следует считать, что эти НКО тоже вправе получать пожертвования на общественно полезные цели и не облагать их налогом на прибыль (см.

письмо Минфина России от 04.06.08 № 03-03-06/4/40).

Нужен ли договор на получение пожертвования? Гражданский кодекс РФ называет такие сделки односторонними и не обязывает оформлять их в письменном виде, так как для того чтобы сделать пожертвование, не требуется согласия получателя. Тем не менее, так как договор пожертвования – это разновидность договора дарения, то его, в соответствии со ст.

574 ГК РФ, придется оформить письменно в случаях, когда: – даритель – юридическое лицо, и стоимость дара превышает три тысячи рублей; – договор содержит обещание дарения в будущем.

Договор о пожертвовании недвижимости подлежит государственной регистрации.

Кроме того, передача пожертвования без оформления договора, только на основании какого-либо письма или вообще без документов чревата налоговыми последствиями. Например, НКО будет трудно доказать, что поступившее от родителей имущество не является родительской платой за обучение, а подарок от предприятия – не спонсорский взнос. В договоре обязательно должны быть указаны безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество.

Даритель имеет право оговаривать в договоре использование имущества по конкретному назначению. Как оформить получение? Если организация получает пожертвование наличными, заполняется приходный кассовый ордер и его номер, дату оформления и оприходованную сумму записывают в кассовую книгу. Если деньги перечисляют через банк, то бухгалтер приходует средства на основании банковской выписки и платежного поручения.

Если же передают не деньги, а какое-либо имущество, то составляют акт приема-передачи.

Полученное имущество должно быть отражено в учете НКО по рыночной стоимости.

Ее определяют по ценам, которые используются обычно при сделках по купле-продаже такого же или схожего имущества, либо с помощью независимого оценщика. В случае получения анонимного пожертвования, для подтверждения источника поступления составляют акт о принятии анонимного пожертвования на содержание и ведение уставной деятельности, форма которого должна быть утверждена в качестве приложения к приказу об учетной политике организации.

Как первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п.

2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Благотворительными считаются взносы и имущество, добровольно и безвозмездно переданные в НКО. Благотворительной деятельностью считаются и работы, которые благотворитель бескорыстно для другой организации или граждан выполняет, а также услуги, оказанные этим гражданам или организациям.

Благотворительностью признаются пожертвования на строго определенные цели: социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействие защите материнства, детства и отцовства; содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охрану окружающей природной среды и защиты животных; охрану и должное содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Важно отличать благотворительность от спонсорства.

Если НКО не рекламирует жертвователя, то помощь является благотворительностью.

Если рекламирует, то это спонсорство, и, значит, облагается налогом на прибыль.

Также запрещается проводить одновременно с благотворительной деятельностью агитацию перед выборами и по вопросам референдума. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ И ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение уставной деятельности относятся вступительные и членские взносы, паевые вклады, которые формируются у НКО, организованных на основе членства (некоммерческих партнерств, ассоциаций, союзов, общественных организаций и т.д.). Порядок их поступлений от учредителей (участников, членов), размер и периодичность определяют учредительными документами НКО.

Там же указывают условия и порядок приема в ее члены. Факт принятия лица в члены НКО фиксируют документально (например, в протоколе заседания органа управления).

На основании решения органа управления и внесения изменений в учредительные документы НКО размер вступительных и членских взносов может быть изменен. Разово менять сумму членских взносов по отношению только к одному члену нельзя. Такие дополнительные взносы могут быть расценены инспекторами в качестве получения налогооблагаемого дохода, так как законом они не установлены.

Ведь члены НКО – физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Кроме того, в статье 251 НК РФ дополнительные членские взносы не поименованы. Средства, безвозмездно полученные некоммерческими организациями и не перечисленные в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационным доходом и облагаются налогом на прибыль на основании п.

8 ст. 250 НК РФ. Сложности могут возникнуть и, если денежные средства передают лица, не являющиеся членами НКО. Речь идет о, так называемых, добровольных взносах.

Особенно данная проблема актуальна для автономных НКО, чье имущество полностью формируется за счет таких поступлений. Добровольные взносы, полученные ими, облагаются налогом на прибыль (письма Минфина России от 16.04.07 № 03-03-06/4/49, от 27.04.06 № 03-03-04/4/79).

Можно ли получать взносы от учредителей наличными деньгами? Да, можно, даже не пробивая чек ККМ.

Бухгалтеру необходимо выписать только приходный кассовый ордер.

При этом нужно учесть, что для расчетов с юридическими лицами существует ограничение в сумме – не более 100 000 руб. (указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У). Э.С. МИТЮКОВА, к.э.н., генеральный директор Консалтинговой компании «Академия успешного бизнеса»

Как это выглядит на практике

Готовя проект или получая пожертвования, мы всегда составляем смету и планируем свои расходы (более подробно о финансовом плане организации можно прочитать в одноименной статье).

Очень часто, расходы по разным проектам перекликаются (например, расходы на содержание помещения, которые можно разделить на несколько проектов, канцелярские товары, расходы на связь и т.д.) Начиная реализовывать полученные финансы, желательно заранее продумать, каким образом будут документально подтверждены наши расходы.

Проще всего, заказывая, например, канцелярские товары, попросить у поставщика выставить несколько счетов на нужные суммы и оплатить разным платежными поручениями (это касается и сумм выплачиваемой заработной платы). Можно (и нужно) воспользоваться указанным выше способом добавления дополнительных реквизитов не только к регистрам налогового учета, но и первичным документам. Это наиболее удобный вариант, который не позволит произойти путанице и способствует достаточно беспроблемному учету целевых средств.

Например, можно указать номер договора целевого финансирования в графе «наименование платежа» в платежном поручении, указать название проекта авансовом отчете и т.п.

Но так получается далеко не всегда. Например, счета на оплату расходов по содержанию помещения разделить вряд ли удастся.

В таких случаях следует воспользоваться вторым способом распределения расходов, а именно, распределение в соответствии с долей проекта в общем бюджете организации. Например: Расходы на содержание помещения в организации составляют 15000 р. в месяц. Средства целевого финансирования из нескольких источников: (А)субсидия на содержание помещения – 100000 р.

на 12 месяцев, (Б)пожертвования от частных лиц на уставную деятельность – 10000 р. (В)средства от благотворительного фонда на реализацию программы 700000 р.

на 12 месяцев Общая сумма целевых средств: 100000+10000+7000000 = 810000 р. На 12 месяцев. Определим долю каждого проекта: (А): 100000/810000 = 12% (Б): 10000/810000 = 1% (В): 700000/810000 = 87% Соответственно, распределение суммы расходов на содержание помещения по нескольким проектам будет выглядеть следующим образом: На проект (А): 15000*12% = 1800 р.

в месяц (Б): 15000*1% = 150 р. (В): 15000*87% = 13050 р. Точно так же можно распределять и другие «общие» для всех проектов расходы. Что касается отражения этих расчетов в первичных документах, то, конечно, можно оплатить данные расходы разными платежами.

Но не возбраняется сделать запись от руки как на выставленном счете, так и на самом платежном поручении (или другом отчетном документе, подтверждающем расход).

Налогообложение, проводки НКО

Доходы, получаемые НКО в качестве пожертвования, имеют признаки целевых поступлений.

Этот тип доходных поступлений не подлежит отражению в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст.

251 НУ РФ). Правило распространяется на пожертвования, которые предназначены для использования в основной деятельности некоммерческой организации в соответствии с направлениями работы компании, указанными в ее Уставе. Для исключения подарка из налоговой базы надо соблюсти такие условия:

  1. в договоре передаваемые ценности охарактеризованы как пожертвование;
  2. бухгалтерия НКО ведет обособленный учет пожертвований (в отношении операций по их поступлению и расходованию).
  3. средства имеют целевое предназначение;

Целевое предназначение приходуемых пожертвований можно подтвердить договорной документацией или платежными документами, в которых прописано назначение денег. По итогам каждого налогового периода некоммерческие организации составляют отчеты о целевом использовании полученных пожертвований.

Заполненный бланк отчета передается в ФНС. КСТАТИ, для деятельности НКО характерно, что от 80% ее поступлений внереализационного типа направляются на благотворительность. В бухгалтерских отчетных формах жертвователя расходы по благотворительным мероприятиям включаются в статью прочих расходов.

Признание затрат осуществляется по нормам ПБУ 10/99.

Отражение в учетных данных произведенных трат должно осуществляться с привязкой к периоду, в котором они фактически имели место. Для отражения этого типа издержек применяется счет 91. Типовые корреспонденции имеют такой вид:

  1. Д91 – К19 – величина входного НДС засчитана в прочих расходах;
  2. Д19 – К68/НДС – выделен восстанавливаемый по передаваемым материалам;
  3. Д91 – К10 – в качестве благотворительной помощи переданы материальные ценности;
  4. Д91 – К01 – списана остаточная величина стоимости объекта основных средств, который передается НКО в качестве пожертвования;
  5. Д76 – К51 – осуществлен банковский перевод денег в некоммерческую благотворительную организацию.
  6. Д91 – К76 – отражение затрат, предназначенных для благотворительных целей;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При отражении расходных операций по благотворительности в бухгалтерском учете они признаются затратами отчетного периода, а в налоговом учете их величина исключается из налогооблагаемой базы. Возникающие в результате несоответствия в порядке признания операций, связанных с благотворительностью, постоянные налоговые обязательства надо учитывать проводкой Д99 – К68. В числе типовых корреспонденций счетов некоммерческих организаций при отражении операций с получением и использованием пожертвований применяют такие записи:

  1. Д50 – К76 – пожертвования в форме денежных средств были получены наличными и проведены по кассе НКО;
  2. Д76 – К86 – произведено начисление целевых поступлений по заключенному договору пожертвования;
  3. Д51 – К76 – на расчетный счет некоммерческой организации поступили денежные пожертвования;
  4. Д86 – К10 – материалы были использованы по прямому предназначению в соответствии с обозначенным Уставом организации направлению деятельности.

СПРАВОЧНО!

Для благотворительных НКО характерен отказ от использования синтетических счетов финансовых результатов.

Они заменяются в учете счетом 86, обозначающим расчеты по целевому финансированию.

К 86 счету рекомендуется открывать аналитические счета. Это делается для разделения данных об источниках поступления средств.

Если предметом договора пожертвования выступают объекты основных средств, то в учете НКО делаются такие записи:

  1. Д08 – К76 – в качестве добровольного пожертвования было получено основное средство;
  2. Д01 – К08 – пожертвованное некоммерческой структуре основное средство начало эксплуатироваться;
  3. Д76 – К86 – было фактически использовано целевое финансирование.

При получении в качестве пожертвования материалов или сырьевых ресурсов по дебету проходит 76 счет, а по кредиту — 86. Второй проводкой проводится расшифровка предмета сделки – Д10 и К76. Затраты, относящиеся к некоммерческой деятельности, предусмотренной уставной документацией, обозначаются в учете через дебетование счета 20 или 26 и кредитовые обороты по счету 10 (или 60, 69,70).

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+