Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Повторная экспертиза цчебников 19 20

Повторная экспертиза цчебников 19 20

Повторная экспертиза цчебников 19 20

Минпросвещения направило 73 учебника на дополнительную экспертизу


Озвучить текст Выделить главное вкл выкл Научно-методический совет по учебникам при Минпросвещения РФ направил 73 издания, не вошедших в обновленный федеральный перечень в декабре прошлого года, на дополнительную экспертизу. Об этом в среду, 3 июля, сообщает пресс-служба ведомства.Перечень, утвержденный министром просвещения Ольгой Васильевой, был сокращен с 1370 наименований до 863, сообщает . В апреле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла министерству предупреждение, рекомендовав ему вернуть в перечень исключенные учебники до 31 мая. 30 мая в пресс-службе ФАС сообщили, что срок исполнения предупреждения продлен до 28 июня.

«Рассмотрев вопрос обоснованности направления на дополнительную экспертизу 281 учебника в прошлом году, научно-методический совет единогласной позицией подтвердил наличие необходимых оснований»

, — цитирует сайт сообщение.В феврале научно-методический совет при Минпросвещения отправил на дополнительную экспертизу 490 учебников.В перечень включены издания, которые рекомендованы к использованию при обучении.

В новый список входят учебники, которым эксперты, в том числе заслуженные учителя, лауреаты педагогических конкурсов, научные сотрудники и эксперты Российской академии образования дали заключения.Лидерами по числу изданий в перечне оказались издательство «Просвещение» (573 наименования) и корпорация «Российский учебник» (издательство «Астрель», издательская группа «Вентана-граф» и издательство «Дрофа») — 256 наименований.Новый порядок формирования федерального перечня учебников обязывает издателей размещать на обороте титульного листа учебника фамилию, имя, отчество экспертов, проводивших его экспертизу, а также реквизиты приказа Минпросвещения о его включении в федеральный перечень.25 июня было объявлено, что с 1 сентября межведомственная программа Минкультуры и Минпросвещения «Культурные нормативы для школьников» России.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Поделиться: Подпишитесь и получайте новости первыми

Спорные учебники будут отправлять на повторную экспертизу

Озвучить текст Выделить главное вкл выкл Минобрнауки подготовило проект приказа, согласно которому для рекомендованных ведомством учебников возможно будет проведение повторной и дополнительной экспертиз. В научно-методическом совете по учебникам министерства «Известиям» пояснили, что новая экспертиза будет проводиться в случае, если на пособие поступят жалобы от учителей или родителей. Оплачиваться процедура будет за счет Минобрнауки.

В научно-методическом совете добавили, что больших растрат на экспертизы ожидать не стоит — жалобы пока единичны.Согласно проекту приказа, дополнительная экспертиза будет назначаться

«при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении выводов и (или) обоснования выводов эксперта»

. Основанием же для повторной экспертизы предлагается считать противоречивость и сомнительность выводов первого заключения.В пояснительной записке к проекту приказа Минобрнауки говорится, что изменения вносятся по решению, принятому на заседании научно-методического совета по учебникам при ведомстве. Как рассказали в научно-методическом совете, сейчас список рекомендованной Минобрнауки учебной литературы составляется советом на основе положительных заключений экспертизы, а сам список обновляется раз в 3 года.

При этом, если у общества, педагогического или родительского сообщества возникали сомнения в объективности пособия, правовых механизмов для исключения его из рекомендованного списка не было.— Теперь предлагается проводить повторную и при необходимости еще дополнительные экспертизы, если это необходимо, но это исключительные случаи, — сказали в совете.Собеседник издания рассказал, что сейчас экспертизой учебников занимаются преимущественно Российская академия наук и Российская академия образования.— Возможно, по конкурсу будут привлекаться частные издательства, — предположили в совете по учебникам.Отметим, в начале этого учебного года стало известно, что в федеральный перечень рекомендованных учебников попал , содержавший высказывания о социальной неполноценности людей с психическими заболеваниями.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных для обучения в государственных школах Министерством образования и науки на 2014–2015 учебный год (действует и в текущем учебном году), включает 1376 учебных пособий.

Годом ранее этот список включал почти три тысячи наименований. Более чем двукратное сокращение произошло за счет введения новых требований (наличие электронного приложения, методического пособия для учителя и принадлежность к завершенной линии учебников).Как сообщалось ранее, с 2016 года Минобрнауки планирует запустить сайт, с помощью которого можно будет жаловаться на содержание учебников напрямую создателям перечня.Глава всероссийского фонда «Образование» Сергей Комков считает, что проводить повторную экспертизу учебников экономически невыгодно.— Полноценная экспертиза учебника может стоить от $5 тыс.

до $15 тыс. (порядка 320–950 тыс. рублей. — «Известия»). Если проводить экспертизу по нескольку раз, это дорогостоящее удовольствие, — говорит Комков.По его мнению, для проведения экспертизы необходима группа квалифицированных экспертов при министерстве с постоянным ежегодным финансированием, а не оплатой отдельных работ.— Если возникает общественное недовольство, эксперты могут вернуться и пересмотреть свое решение.

Скорее всего, нужна будет не полная повторная экспертиза, а рассмотрение отдельных нюансов, — считает Комков.В свою очередь председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин не видит необходимости в повторных экспертизах учебников.— А что мешает сразу провести качественную экспертизу?

А то что получается: учебник рассматривают различные эксперты, комиссии, утверждают чиновники, а родитель, не обладающий «экспертными» знаниями, его открывает и видит, что это полная белиберда? И учебник за наши деньги налогоплательщиков опять пересматривают. У нас дефицит бюджета, нет смысла одну и ту же работу делать дважды, а то и трижды, — возмущается Панин.

Поделиться: Подпишитесь и получайте новости первыми

Генпрокуратура работает по учебникам

Газета «Коммерсантъ» от 13.06.2019, стр. 10 Генпрокуратура поддержала претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к Минпросвещения по поводу перечня школьных учебников. Жалобы на него поступили от входящей в «Эксмо-АСТ» корпорации «Российский учебник», считающей, что рост доли группы «Просвещение» фактически ликвидирует конкуренцию на рынке.

В самом Минпросвещения настаивают, что все дело в качестве учебников.

Генпрокуратура направит министру просвещения Ольге Васильевой письмо в связи с нарушениями при формировании федерального перечня учебников (ФПУ), следует из письма ведомства гендиректору издательства «Дрофа» Юрию Котлярову (есть у “Ъ”). Генпрокуратура планирует указать на необходимость изменения нормативных актов, которые регламентируют формирование перечня, говорится в переписке.

Генпрокуратура планирует указать на необходимость изменения нормативных актов, которые регламентируют формирование перечня, говорится в переписке.

Генпрокуратура уже претензии к порядку отбора школьных учебников в феврале 2020 года, заявив, что выявила «коррупциогенные факторы» в действующей с 2016 года системе.

Ведомство указывало, что в документах, в частности, не прописаны определение конфликта интересов и «способы его преодоления», а также заявило о «неполноте административных процедур». Этому предшествовало обращение нескольких сотен учителей географии к президенту Русского географического общества Сергею Шойгу.

В апреле 2020 года ФАС вынесла Минпросвещения предупреждение после жалобы издательств «Дрофа», «Вентана-Граф» и «Астрель» (входят в корпорацию «Российский учебник» холдинга «Эксмо-АСТ»).

В ФАС посчитали, что Минпросвещения препятствовало работе части издательств, необоснованно направляя их школьные учебники на дополнительную экспертизу при формировании нового ФПУ.

Служба также потребовала включить в ФПУ учебники, которые были там до подписания Ольгой Васильевой нового перечня. Минпросвещения сформировало действующий ФПУ в декабре 2018 года. По сравнению с предыдущим, который существовал с 2014 года, число учебников сократилось на 20%, до 986.

В «Российском учебнике» в связи с этим опасались монополизации рынка. В корпорации оценивали, что доля учебников «Просвещения» в перечне выросла с 35% до 53% (без учета учебников для коррекционных школ и по национальным предметам), а «Российского учебника» — снизилась с 46% до 26%. В марте «Дрофа» обратилась в Генпрокуратуру, указав, что увеличение доли «Просвещения» в ФПУ «фактически ликвидирует конкуренцию на российском рынке учебников для общего образования».

Изначально было неясно, почему учебники «скопом» отправляются на экспертизу, для этого не было оснований, утверждает гендиректор «Российского учебника» Александр Брычкин.

«Есть целый ряд нестыковок, которые довольно сложно объяснить с точки зрения закона и даже зачастую здравого смысла, другими словами — есть определенная непрозрачность»

,— уверен он.

Так, перечень учебников, направленных на экспертизу, и список, который в конечном итоге научно-методический совет 7 декабря рекомендовал к включению в ФПУ, не были опубликованы, указывает господин Брычкин.

В пресс-службе Минпросвещения “Ъ” заявили, что министерство уже подготовило новый порядок формирования ФПУ для школ, основанный «на принципе открытости экспертизы», в котором «учтены поступившие нарекания».

Дополнительная экспертиза учебников в 2018 году была направлена

«исключительно на повышение качества учебной литературы и позволила убрать из ФПУ учебники, содержащие ошибки и существенные неточности, а также устаревшие предметные данные»

, настаивают в министерстве.

«Деятельность Минпросвещения направлена на повышение качества учебной литературы для школьников, но это не всегда однозначно воспринимается отдельными игроками рынка, старающимися рассматривать вопрос исключительно в контексте коммерческой составляющей»

,— подчеркнули в пресс-службе.

В «Просвещении» отметили, что реальная доля издательств группы в новом ФПУ составляет лишь 42%. «Подобный процент не является доминирующим и предоставляет возможность выбора учебников из существующего перечня каждому учителю.

«Просвещение», как системообразующая компания отрасли, только поддерживает наличие вариативности и честной конкуренции»,— заявили в его пресс-службе. Валерия Лебедева, Владислав Новый

Государственная экспертиза проверяет школьные учебники на соответствие стандартам

В интервью «РГ» заместитель министра образования и науки — руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, кто и как ведет работу по повышению качества школьных учебников и, соответственно, качества образования.

Сергей Сергеевич, на днях Минобрнауки РФ сообщило, что дополнительная экспертиза учебников, предложенных к включению в федеральный перечень, выдала 30% отрицательных заключений.

Расскажите, пожалуйста, что это значит и каковы будут последствия для издательств?Сергей Кравцов: Президент поручил министерству повысить качество экспертизы учебников, входящих в федеральный перечень. С этой целью министерство заказало дополнительную экспертизу учебников, предложенных издательствами для включения в перечень. Эксперты выявили, что около 30% учебников, получивших ранее положительные экспертные заключения, содержат ошибки и разные недочеты.Для издателей результат независимой экспертизы — это своего рода тревожный «звонок»: нужно очень внимательно относиться к созданию учебной литературы, которая окажется в руках наших школьников.Что будет дальше с учебниками, которые получили отрицательные заключения?

Их исключат из федерального перечня учебников? Сергей Кравцов: Исключить из федерального перечня их невозможно, потому что их там еще и не было. О федеральном перечне речь пока не идет.

Если экспертный совет при министерстве примет результаты экспертизы, то, конечно, учебники с отрицательной экспертизой в федеральный перечень не попадут.То есть решает вопрос о включении в федеральный перечень не министерство? Сергей Кравцов: Абсолютно верно. Это зона ответственности научно-методического совета по учебникам.
Это зона ответственности научно-методического совета по учебникам. Несколько дней назад всем членам совета разослали результаты проведенной экспертизы.

После того, как они ее изучат, будет проведено заседание совета. Напоминаю, речь не идет обо всем федеральном перечне учебников.

Пока мы говорим только о новых учебниках, которые издательства представили министерству для включения в перечень. Как проводилась дополнительная экспертиза?Сергей Кравцов: Министерство образования поручило Российской академии образования подобрать независимых экспертов и проверить 1800 учебников, которые издательства предложили для включения в федеральный перечень.Экспертиза каждого учебника проводилась тремя экспертами, особое внимание уделялось актуальности материала, наличию в учебниках ошибок, опечаток, неточностей.

Кроме того, эксперты обращали внимание на то, могут ли на материалах каждого учебника быть достигнуты предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) результаты обучения по каждому учебному предмету.

Например, ФГОС предусматривает умение работать с историческими источниками, а учебник не содержит никаких фрагментов источников для анализа. Понятно, что такой учебник не обеспечивает ФГОС.

К экспертизе привлекались не только ученые, но и учителя-практики, которым в своей повседневной деятельности приходиться работать с конкретными учебниками и компенсировать недостатки некоторых из них.

А в чем вообще суть федерального перечня учебников? Зачем он нужен? Сергей Кравцов: Список рекомендованных и одобренных министерством учебников появился в конце 1990-х годов, чтобы исправить ситуацию с вакханалией и засильем на рынке некачественной школьной литературы.

На основе грифа «рекомендовано министерством» школы закупают учебники за счет государства. В 2012-2013 гг. список содержал около 3 тысяч наименований, что сказывалось и на качестве учебников. Сегодня список сократился примерно до 1400 наименований.

И мы уверены, что необходимо еще больше ужесточать контроль качества учебников. Главная проблема текущего перечня — его переполненность. Это правильно, что сейчас ведется работа по упорядочиванию и систематизации учебников.

С введением основной линейки учебников появится критерий для определения и обеспечения качества учебных материалов. Международный опыт показывает, что качество школьного образования находится в прямой зависимости от содержания учебника, по которому осваивается образовательная программа.

Поэтому важно этот процесс регулировать на государственном уровне.

Там, где государство должно нести ответственность, нельзя ею пренебрегать.Что будет дальше с рынком учебников в России?

Сергей Кравцов: Если совет по учебникам примет результаты экспертизы, издательствам придется более внимательно подходить к вопросу проверки качества того, что они печатают.Однако на присутствие издательств на рынке проведенная экспертиза никак не повлияет. Она пока не сокращает и сам федеральный перечень учебников, а только лишь подтверждает, что его формирование требует новых правил.Отмечу, что большинство получивших отрицательную экспертизу учебников практически не продавались и не печатались.

Возможно, предлагая их к включению в федеральный перечень, издательства рассчитывали получить бюджетные продажи продукции, на которую нет спроса на рынке. Говоря о систематизации рынка учебников с целью повышения качества школьного образования, ни в коем случае нельзя забывать о многообразии социальных, экономических, этнокультурных особенностей России.

Поэтому кроме «основной” разрабатывается, конечно, и расширенная, углубленная линейка школьной литературы — скажем, для одаренных детей, как и учебники для разных категорий детей, например, с ограниченными возможностями здоровья и так далее. Это очень трудоемкий и ответственный процесс, который учитывает потребности всех слоев населения нашей большой страны. Но делать это необходимо, если мы хотим не только сохранить, но и наращивать набранные темпы повышения качества школьного образования.

Общество Образование

Зачет для букваря

Напомним, этот перечень рекомендуется при реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. Именно учебники из этого перечня закупаются за счет бюджетных средств в школы.Решение о повторной проверке было принято восьмого февраля во время заседания совета.

Большинством голосов все 490 учебников, которые поступили на рассмотрение с 10 сентября по 10 ноября прошлого года, отправили на дополнительную экспертизу. Почему это было сделано?- Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть оценки экспертов, которые дали нам заключения, — отметила замминистра просвещения Татьяна Синюгина.

— Поэтому, когда мы получили противоположные мнения, решили прибегнуть к практике арбитража, и направить все 490 учебников на дополнительную проверку.

Это будет оправдано.Кратко история вопроса: в 2018 году эти учебники уже прошли две экспертизы. Организации, которые их проводили, дали противоположные оценки. Поэтому специалисты научно-методического совета по учебникам при минпросвещения решили проверить их дополнительно.В списке, который ушел на дополнительную проверку, 156 учебников для младших классов, 235 — для средних и 99 — для старших.Сейчас ответственность за экспертизу лежит на издательствах.

Они заказывают ее в РАН, РАО и других организациях, оплачивают сами. Весной 2018 года впервые по инициативе министерства была проведена дополнительная экспертиза.

По ее результатам в федеральном перечне осталось всего 863 учебника: он сократился более чем на треть.- Мы действительно сократили базовую часть федерального перечня до 863 учебников.

И все равно это очень много. У нас, например, осталось 12 линеек по биологии. Ну куда столько? По статистике, большинство учителей пользуются только четвертью учебников из перечня. Реальные цифры — используется 20-25% учебников. В тоже время перед глазами прекрасный пример — историко-культурный стандарт.
В тоже время перед глазами прекрасный пример — историко-культурный стандарт.

По истории у нас осталось три линейки учебников, остался реальный и обоснованный выбор, — рассказала ранее министр просвещения Ольга Васильева на деловом завтраке в «РГ».

— Мы прекрасно понимаем, что учебники — это бизнес.

Причем бизнес на государственные деньги. И президент в этом отношении высказался однозначно: давайте с этим прекращать. Поэтому экспертиза учебников изменится очень сильно.

Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами готовят, оплачивают экспертизу и сами же «заходят» в школы.

Мы выберем государственную организацию, ответственную за проверку учебников.

Конкретные подходы к экспертизе сейчас обсуждаются. Один из возможных вариантов — это система госпошлины.

Когда издательства платят фиксированную сумму за государственную экспертизу.

Но эта пошлина ни в коем случае не гарантирует того, что учебник получит «зеленый свет». Государственная экспертиза должна быть максимально объективной. Она требует и научной, и профессиональной (методической, педагогической) и общественной оценки.* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Пять новых требований для школьных учебников

Федеральный перечень учебников в ближайшее время сильно изменится.

Минпросвещения подготовило проект новых правил, по которым будет составляться перечень учебников, проходить их исключение из него и экспертиза. Фото: iStock Новый федеральный перечень будет состоять из двух разделов. В первый войдут учебники, которые рекомендуются для использования в обязательной части школьной программы, включая книги для тех школ, где дают образование на родном языке и изучают родной язык и литературу.

Второй раздел — для той части программы, которая составляется участниками образовательного процесса. Иными словами, школами. В этом разделе тоже будут книги для национальных школ.

  • Учебник не будет одобрен Научно-методическим советом Министерства просвещения, если хотя бы одна книга получила минимальное числовое значение (минимальную оценку от членов Совета), или хотя бы один учебник не прошел экспертизу. Предполагается, что максимальный балл для учебника — 115, минимальный — 35.
  • Экспертиза проводится комиссией, состоящей из трех и более экспертов. Эксперты должны иметь высшее образование, знать требования нормативных документов, иметь опыт разработки или использования электронных учебников, обладать знаниями в области дефектологии (если речь идет о специальных учебниках), уметь анализировать, логически обосновывать свои выводы, четко, понятно, грамотно излагать свои мысли. Фамилии экспертов должны быть напечатаны на титульном листе учебника.
  • Срок действия экспертного заключения — 5 лет. Потом придется проходить экспертизу заново.
  • В титульном листе учебника помимо традиционных сведений должно быть указано, можно ли использовать учебник для профильных классов с углублением или для адаптированных программ. Скажем, может ли заниматься по такому учебнику ученик с ограниченными возможностями здоровья? По-прежнему в федеральном перечне будут только те книги, которые включены в завершенную предметную линию. Если речь идет о началке, то это все книги с 1-го по 4-й класс, если о средней школе, то с 5-го по 9-й или с 10-го по 11-й. Для специальных учебников, которые будут использоваться в адаптированных программах, тут сделано исключение. Для всех учебников будут обязательны электронные пособия, методические указания для учителя и успешное прохождение экспертизы.
  • За 6 месяцев до подачи заявления о включения учебника в перечень, он должен пройти общественную экспертизу. Министерство ждет заявления с 20 февраля по 20 апреля. В течение семи дней соответствующий департамент должен проверить документы заявителя и сообщить, отправлен учебник на экспертизу или его завернули назад. Если автор устранил замечания и хочет снова отправить на экспертизу учебник, то он может это сделать до 20 апреля. На повторной экспертизе учебник будут оценивать уже другие эксперты.

Кстати, если есть замечания к уже действующим учебникам, то они будут направляться на повторную экспертизу без проведения заседания Совета. Общество Образование Правительство Минпросвещения

Авторы школьных учебников пожаловались Владимиру Путину на экспертизу Минобрнауки

Авторы школьных учебников обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой проверить проведенную Минобрнауки экспертизу учебной литературы, а также организовать общественное обсуждение новых образовательных стандартов.

Обращение опубликовано на ассоциации «Российский учебник», его подписали 69 человек.

По мнению авторов,

«ситуация в отношении качества экспертизы и обновления учебников продолжает ухудшаться»

. Как утверждается в обращении к главе государства, федеральный перечень учебников (ФПУ), которым школы пользуются при закупках книг, не обновлялся более четырех лет, а входящие в перечень книги содержательно не корректировались с конца 2012 года (исключение составляют только учебники по истории России).

Издательства уже дважды — в 2016 и 2017 годах — подавали новые и обновленные учебники с комплектами экспертных заключений для их включения в ФПУ, «но результата никакого нет», пишут авторы учебников. Они напоминают, что в этом году Минобрнауки организовало за счет бюджетных средств дополнительную экспертизу учебников, уже прошедших все проверки. Авторы подвергают сомнению результаты повторной экспертизы.

В обращении отмечается, что около 90% учебников, получивших отрицательные заключения, ранее успешно прошли научную и педагогическую экспертизу в Российской академии наук (РАН). В качестве примера допущенных при повторной проверке ошибок авторы приводят отрицательное заключение на один из учебников по литературе для 5 класса, где сказано, что в него

«не включены зарубежные авторы и произведения, отсутствует межкультурный диалог, не способствует формированию межэтнического и межконфессионального диалога»

.

«В действительности же в учебнике представлены и Библия, и Коран, а также произведения классиков зарубежной литературы — среди них Федр, Эзоп, Лафонтен и др.»

,— говорится в обращении. «Мы как авторы учебников, много лет с успехом используемых в школе, не можем согласиться с непрофессионализмом и некомпетентностью при организации и проведении экспертизы учебников.

Глубоко убеждены, что снижение вариативности учебной литературы для школы, устранение из нее инновационных методик обучения школьников будет иметь отрицательное влияние на развитие в нашей стране «экономики знания»»,— подчеркивается в обращении к президенту. Как ранее стало известно “Ъ”, РАН раскритиковала Минобрнауки за организацию процедуры экспертизы школьных учебников, после того как министерство «без объяснения причин» отправило материалы на повторную проверку.

По Минобрнауки, независимую экспертизу не прошли треть школьных учебников. Академики предложили министерству разработать новые критерии проверки. Почему Минобрнауки и РАН по-разному смотрят на экспертизу учебников, читайте в публикации “Ъ” .

Академики уточнили, куда впадает Волга

Газета «Коммерсантъ» от 18.04.2018, стр.

5 Российская академия наук подвергла критике Минобрнауки за организацию процедуры экспертизы школьных учебников, после того как министерство «без объяснения причин» отправило на повторную экспертизу материалы, которые ранее уже оценили ученые. Академики предложили Минобрнауки разработать новые критерии экспертизы учебников.

Академики предложили Минобрнауки разработать новые критерии экспертизы учебников.

При этом звучавшие ранее предложения депутатов Госдумы ввести персональную ответственность экспертов за ошибки в учебниках в РАН не одобрили. В Минобрнауки заверили, что

«тесно взаимодействуют с академией в вопросах повышения качества учебной литературы»

. Как выяснил “Ъ”, между РАН и Минобрнауки обостряется конфликт, связанный с научной экспертизой школьных учебников.

Академия принимает участие в проверке содержания учебников с 2005 года, после того как президент РФ Владимир Путин поручил привлечь к экспертизе РАН и Российскую академию образования.

РАН отвечала за соответствие материалов современным научным знаниям, а РАО — за педагогическую экспертизу, пояснил вице-президент РАН Валерий Козлов на заседании экспертной комиссии академии по анализу и оценке научного содержания федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы. По словам господина Козлова, еще при Дмитрии Ливанове (возглавлял Минобрнауки с мая 2012-го по август 2016 года) «министерство в своих документах перестало разделять два вида экспертизы, заговорив просто об «экспертизе»».

В результате издательства получили возможность выбирать, куда нести учебник на экспертизу — в РАН или РАО: «Это неправильно, в таких вопросах должна быть одна дверь, иначе будут разные принципы оценки и разные результаты. То, что мы сегодня имеем,— это серьезная недоработка Минобрнауки»,— заключил Валерий Козлов.

При этом больше всего в РАН возмущены принятым в январе 2018 года решением министерства «без объяснения причин» направить на перепроверку в РАО учебники, уже прошедшие их экспертизу.По словам начальника отдела научных экспертиз научно-организационного управления РАН Сергея Сидоренко, РАН дважды направляла запросы в министерство с просьбой объяснить причину такого решения, «но ответа не получила». Господин Сидоренко уточнил, что последняя экспертиза учебников с участием РАН состоялась в конце 2016 — начале 2017 года.

Тогда в академию обратились 22 издательства, которые представили 1092 учебника. «20% из них получили отрицательные отзывы»,— подчеркнул господин Сидоренко.

По действующему законодательству учебник должен пройти три экспертизы — научную, педагогическую и общественную (для ряда пособий добавляется еще этнокультурная и региональная оценка). Работу экспертов оплачивает правообладатель (автор или издатель), но он же имеет право выбрать экспертную организацию. По оценкам участников рынка, стоимость экспертизы может доходить до 2,5 млн руб.

за учебный комплект. Минобрнауки заявляло о намерении кардинально изменить процедуру экспертизы школьных учебников, напомнил академик РАО, экс-глава Московского государственного педагогического университета Алексей Семенов.

, 26 января 2018 года ведомство пообещало в десятидневный срок представить новую модель включения учебника в федеральный перечень рекомендованных к изучению в школах.

«Десять дней давно прошли, нужно их запросить — сделали или нет»

,— обратился к участникам заседания господин Семенов. Впрочем, ранее предложенные варианты изменений процедуры экспертизы учебников ученых не устраивают.

Так, их негодование вызвало предложение депутатов Госдумы ввести персональную ответственность эксперта за ошибки в учебниках ():

«Выходит, что главные ответственные — эксперты, а про то, что у учебника есть автор, а в издательстве должен быть научный редактор, уже позабыли»

,— заметил Валерий Козлов. Сергей Сидоренко напомнил, как

«в СМИ звучали примеры из учебника, в котором якобы написано, что Волга впадает в Черное море»

, и дал понять, что направленные на экспертизу материалы не всегда совпадают с подписанными в печать: «Вот учебник, который мы экспертировали: там написано, что в Каспийское.

Мы проводим оценку того, что нам дали, а за тем, что выпускает издательство, должно следить министерство».

«Издательство пожадничало и не исправило ошибки, а виноваты эксперты»

,— поддержал коллегу господин Козлов.

По итогам заседания академики постановили доработать и направить в Минобрнауки требование предоставить объяснения о повторной экспертизе учебников, ранее проверенных в РАН, а также предложение доработать критерии научной и общественной экспертизы, чтобы сделать процедуру прозрачнее.

В пресс-службе Минобрнауки сообщили “Ъ”, что 26 января 2018 года на заседании научно-методического совета по учебникам при рассмотрении результатов экспертиз учебников

«неоднократно высказывалась позиция недоверия к заключениям тех или иных экспертиз из широкого ряда экспертных организаций, и по итогам совета единогласным голосованием все учебники были направлены на дополнительную экспертизу»

. В министерстве получили обращение РАН и тесно взаимодействуют с академией в вопросах повышения качества учебной литературы: эти темы обсуждались лично министром Ольгой Васильевой и президентом РАН Александром Сергеевым, добавили в ведомстве.

«Министерство ведет работу над поручением президента РФ представить предложения по повышению качества экспертизы учебников»

,— отметили в пресс-службе.

Когда предложения будут представлены, в Минобрнауки не уточнили. Анна Макеева

Новый порядок экспертизы учебных пособий противоречит федеральному закону об образовании?

Прочитать статью

07.06.2019 в 16:33, просмотров: 2250 3 июня состоялась коллегия Минпросвещения, на которой подвели итоги первого года работы ведомства. Глобальные задачи в сфере образования, нацпроект «Образование» – ключевые темы, которые обсудили в рамках заседания представители органов исполнительной власти, а также экспертного сообщества.

Министр коснулась и нового порядка формирования федерального перечня учебников. Вопросов к чиновникам от образования у общественности всегданемало. Но в этом году вопросы вызвали новые инициативы министерства в отношении выбора и экспертизы учебных пособий.

Учебник – главный инструмент школьного учителя, но возможности выбора адекватного задачам обучения пособия стали резко сужаться.

фото: Елизавета Клушина В декабре 2018 года были исключены из ФПУ около 30% учебных пособий, многие из которых хорошо себя зарекомендовали в среде педагогов. ФАС даже вынесла предупреждение министерству по этому поводу, усмотрев признаки монополизации рынка школьных учебников – в новый ФПУ вошли преимущественно учебники одного издательского дома.

Несмотря на критику, бюрократическая машина развивает наступление в направлении создания так называемого единого учебного пространства. Вице-президент РАН Алексей Хохлов выступил с критикой ведомства на заседании Комиссии Академии наук по экспертизе федеральных государственных стандартов и учебников. Новый порядок экспертизы учебных пособий предполагает, что экспертизу учебников будет проводить организация, подведомственная министерству.

Но это противоречит Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации», который не наделяет министерство полномочиями по определению организации, которая должна проводить экспертизу учебников.

Новый порядок исключает прямое использование для экспертизы учебников таких организаций, как РАН, РАО, МГУ, РАНХиГС, СПбГУ.

А ведь это очень авторитетные учебные заведения, в которых трудятся профессионалы высокого уровня.

«Члены комиссии в целом поддержали основные положения этой презентации, подвергнув существенной критике проект порядка формирования федерального перечня учебников, размещенный Минпросвещения РФ для общественного обсуждения»

.

Однако их мнение, похоже, услышано не было.

Вместо отработанного механизма проведения педагогической и научной экспертиз будет некий «смешанный» вариант.

Но такое «смешивание» осложнит выбор экспертов, количество которых тоже сократится с шести до трех. Включать учебники в федеральный перечень чиновники намереваются на основе числовых значений.

Хитрость в том, на основе каких шкал оценок формируются баллы для учебных пособий. Например, возьмем такой критерий:

«наименование издания соответствует наименованию учебного предмета»

.

Учебник по химии не может называться «биологией» или «историей».

А как выставлять оценки на основе такого критерия:

«содержание учебника направлено на формирование российской идентичности»

? Независимые эксперты неоднократно указывали на необходимость разработки дополнительных критериев оценки для учебников профильного (углубленного) уровня освоения предмета. Педагоги опасаются, что подобная политика приведет к снижению вариативности школьного образования, что может отбросить к архаичным стандартам преподавания.

Даже результаты социологического опроса, проведенного среди учителей и показавшего высокий уровень их обеспокоенности надвигающимися переменами, пока ни к чему не привели.

Минусы такого подхода очевидны. Вместо творчески развитых, приспособленных к современной реальности учеников школа будет штамповать «солдатиков», обученных по единому шаблону. Это полностью противоречит задачам, которые поставил перед чиновниками от образования президент Владимир Путин.

Целью соответствующего национального проекта является повышение качества российского образования до уровня мировых лидеров.

Как бы нам не отбросить Россию в прошлый век.

Пока, несмотря на все усилия учительского и экспертного сообществ, это противоречие остается неразрешенным. Юрий Ковалев Тэги: Власть, Выборы, Школа, Наука Персоны: Владимир Путин Организации: МГУ Места: Россия

  1. Самое интересное

Минобрнауки оценило результаты повторной экспертизы учебников

Из федерального перечня учебников исключили ещё 9 изданий. Научно-методический совет по учебникам Министерства образования и науки РФ совместно с представителями Российской академии науки и депутатами Госдумы рассмотрел результаты повторных и дополнительных экспертиз школьных учебников.

Напомним, в мае текущего года научно-методический совет по учебникам принял решение 97 учебников различных издательств.

Из этого количества 8 учебников издательства «Бином. Лаборатория знаний», электронные формы которых ранее имели противоречивые оценки специалистов Российской академии наук и Российской академии образования, по итогам повторной проверки получили отрицательное заключение от РАО, вследствие чего по решению совета были исключены из федерального перечня учебников. Кроме того, сообщил заместитель президента РАО Виктор Босюк, академия образования проверила ряд учебников, по которым поступили претензии от граждан.

Почти все издательства учли полученные замечания и исправили недостатки — из 21 учебника отрицательную оценку специалистов получило лишь учебное издание «Академкниги» по предмету «Окружающий мир», также исключённое в итоге из федерального перечня.

На заседании научно-методический совет также рассмотрел работу специализированного федерального интернет-портала, предоставляющего открытый доступ к результатам экспертизы учебников и проводящего для педагогов открытые вебинары по различным вопросам, связанным со школьными учебниками. В системе в электронном виде собрана полная информация по всем экспертным заключениям и представлены все документы по проведённым экспертизам, опубликованы сведения о результатах проверки каждого из входящих в федеральный перечень учебников, дополнительные материалы о методических пособиях и рабочих тетрадях.

Как отметила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк, подобный сервис

«позволяет сделать процедуру общественной и педагогической экспертизы беспрецедентно прозрачной»

. В перспективе, рассчитывают представители Минобрнауки, сервис будет востребован не только у издателей, преподавателей и администрации учреждений образования, но и у родителей школьников.

«Книжный» скандал с Федеральным перечнем учебников набирает обороты

Прочитать статью

Должен ли учебник математики учить детей патриотизму?!

21.03.2014 в 17:03, просмотров: 21149 Совершенно неожиданно для большинства в «Федеральный перечень учебников», на который ориентируются все государственные школы и который опубликовало Минобразования, не попали книги, уже много лет считавшиеся безупречными. Их высоко ценят учителя, они издаются миллионными тиражами и есть в каждой школьной библиотеке.

Но теперь эти учебники признаны «неэффективными» и даже «непатриотичными». «Федеральный перечень учебников» ежегодно издается Минобром и постоянно корректируется – включаются новые книги, заменяются одни другими, изымаются неудачные.

Не в первый раз в Минобразования говорят о необходимости серьезно проредить этот список, ибо количество некачественных учебников коррелирует с объемом самого списка. И вот в этом году перечень сократился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Издатели и педагоги в недоумении — под нож попали учебники, которые многие годы почитались учителями за образец. Положение таково: книги, не попавшие в федеральный список можно продолжать использовать в школах – если они уже были закуплены ранее.

Но закупать их далее с 2014 года нельзя. Соответственно, если в школе есть линия учебников для, скажем. 5-6-7 классов, а для 8 она еще не куплена, то в 8 классе будут уже другие книги.

Это значит, что учителя должны менять отработанные методики, государство – тратить огромные средства, а издательства – сводить концы с концами. Ведь если раньше Федеральный список был ежегодным, и не попавшие пролетали на год, то с 2014 список будет меняться раз в три года, а такого интервала издатели могут уже не выдержать… — Ситуация выглядит катастрофической, – говорит Владимир Петерсон, исполнительный директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000», готовящего учебники Людмилы Петерсон. — Тысячи педагогов лишаются учебников, по которым они успешно работают много лет и достигают превосходных результатов у детей.

Причина – абсолютно невежественные экспертные заключения от имени Российской академии образования (РАО), где предъявляются претензии об отсутствии патриотизма к учебнику математики! Десятки тысяч людей уже подписались под петицией в защиту учебников Петерсон, и требуют разобраться с квалификацией этих «экспертов»! А в Минобрнауки не нашли ничего лучше, чем ответить на это сомнением в реальности подписей под петицией.

Беда еще в том, что если учебник получает несправедливую оценку со стороны экспертов, у издателя нет механизмов с этим бороться.

На повторную процедуру переосвидетельствования и устранения недостатков учебники не берут. Из этого я делаю вывод, что нынешняя ситуация – это не результат какой-то ошибки или недосмотра, это спланированная атака, она затеяна умышленно Министерством образования для того, чтобы создать условия для недобросовестной конкуренции. Ведь изменения в систему формирования списка проводились очень быстро, так, чтобы никто не успел ничего предпринять.

— 70% российских школ занимаются по нашим учебникам английского – Биболетовой, Кауфмана, Азаровой и т.д., — говорит Алексей Конобеев, главред издательства «Титул». — Они много лет входили в федеральный список, министерство их регулярно рекомендовало для использования в школах, учителя с удовольствием с ними работали.

Раньше была научная и педагогическая экспертизы, и при их успешном прохождении учебник автоматически попадал в список.

При формировании перечня учебников на 2014 год Министерство образования изменило принцип экспертизы учебников – добавило общественную экспертизу и теперь решение принимает научно-методический совет при Минобре. Мы вовремя подали все учебники на экспертизу, все документы, прошли успешно всех экспертов, но в список нас не включили, не предоставив нам никаких убедительных обоснований – прочему?!

Сослались на «непорядок» в названиях – по документам книга проходит, как учебник «Английский язык», а на обложках и титульных листах есть дополнительные названия – «Enjoy English» и «Happy English». Хотя ГОСТ позволяет использовать дополнительные заглавия.

Некоторые издатели пытаются искать правду в суде.

— Наши юристы подали иск к Министерству – требуем признать незаконным бездействие Министерства образования по отношению к нашим линиям учебников в этой ситуации, – рассказал «МК» руководитель издательства «Мнемозина», Игорь Безвиконный. – У нас просто нет выхода – из «Списка» были выброшены целые линейки наших учебников по русскому, литературе, биологии, химии, которые издавались многомиллионными тиражами долгие годы!

И обидно, что отвергают учебники из-за сущей ерунды, формалистики – в одном документе написано «учебник 10 класса», а в другом – «учебник ДЛЯ 10 класса» — и все, это ошибка! Российскую академию образования и издательство «Просвещение» — старейшего и крупнейшего игрока этой сферы — руководители других издательств обвиняют в попытке лоббирования собственных интересов с помощью Минобрнауки. — И если издательства уходят с рынка, то не за счет увеличения нашей доли, — говорит Вера Степыгина, руководитель пресс-службы издательства «Просвещение».

— Она остается неизменной на протяжении нескольких лет — колеблется в пределах 1-2%. — Какие-либо из ваших учебников пострадали от ревизии Федерального списка-2014?

Есть ли среди них давно зарекомендовавшие себя?

— У нас есть учебники, по разным причинам не прошедшие педагогическую экспертизу. Их оказалось 36 — чуть менее 10% от общего количества (всего мы подавали на экспертизу 415 учебников). Часть из них будем дорабатывать, от некоторых откажемся.

В конце концов, хорош ли учебник для того, чтобы по нему занимались дети, решает не издательство, а школа и педагог, которые выбирают его для своей работы.

Представитель же Российской академии образования Антон Четвертков считает, что все претензии к квалификации экспертов РАО имеют весьма опосредованное отношение к самой академии, поскольку это эксперты, привлекаемые со стороны: — Это не сотрудники РАО, но они профессиональные учителя, методисты, учителя школ, входящих в ТОП-400, среди них много кандидатов и докторов наук. Та же Любовь Ульяхина, которая, как сейчас везде говорят, является «виновницей» отрицательного отзыва на учебники математики Людмилы Петерсон – заслуженный учитель с опытом работы более 20 лет, лауреат гранта города Москвы.

Сейчас её имя треплют в прессе, как человека некомпетентного, что совершенно не соответствует действительности!

Кстати, журналисты вырывают из контекста фразы, как произошло с этой пресловутой «непатриотичностью математики».

Тот факт, что на картинке изображены микки-маус или санта-клаус, далеко не главная претензия к этому учебнику. Куда важнее, насколько учебник ясен и понятен детям. В данном случае эксперту не понравилась фраза

«многоугольник – это замкнутая линия без самопересечений»

… Разве 7-летние дети поймут такую формулировку?

Или вот задача по математике (подчеркиваю – по математике!) из учебника Петерсон – нарисована птичка на ветке и медвежонок под деревом.

Вопрос – кто вверху, а кто внизу?

Но где здесь вообще математика?! Это, скорее, «окружающий мир». Или другая задачка, в которой на рисунке весов баклажан (легкий и рыхлый внутри) равен по весу арбузу или дыне, чего никак не может быть.

Таким образом закладывается неверное мироощущение у детей.PS. Школы, к слову, уже бегут впереди паровоза, стараясь держать нос «по политическому ветру».

Дочка автора этого материала учится в первом классе по учебникам математики Петерсон, и учитель уже успела сообщить родителям, что со следующего года Петерсон сменяют учебники системы «Школа России», которые издает «Просвещение», что вызовет их удорожание. Дело в том, что учебники Петерсон в варианте для первоклашек представляют собой тандем учебника и так называемой рабочей тетради – задачника, где примеры решаются прямо на его страницах.

Учебники – многоразового использования и выдаются бесплатно, а рабочие тетради рассчитаны на один год, и на них родители сдают учителю деньги. Прежде это стоило 300 рублей в год, и на следующий год (2 класс) было сдано столько же. Но после того, как стало известно, что Петерсон сменит «Школа России», пришлось занести еще по 500 — итого уже 800 рублей… Евгений Балабас

  1. Самое интересное
  2. По теме

Сколько учебников нужно?

(Обычные школы)

основная программа общего образования: надо — 582, есть в перечне — 946; вариативная часть программы: надо — 250, в перечне — 161; учебники с региональным и этнокультурным компонентом: надо — 1032, в перечне — 1; учебники на родном языке: надо — 4800, есть — 79. Между тем Какими учебниками больше всего недовольны учителя?

По данным опросов, которые проводило минобрнауки, больше всего претензий — к учебникам русского языка, математики, окружающего мира, истории, иностранного языка.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+