Реклама - обман или искусство?
«Только сегодня!. . Скидка на наш товар 50%! При заказе одной пары — вторая в подарок!»
А я не верю. Весь мой жизненный опыт подсказывает, что здесь кроется какой-то подвох, и я усиленно начинаю об этом размышлять. Но тут очередная «рекламная пауза» сотрясает комнату повышенной громкостью…
Любите вы рекламу или нет, но от нее никуда не деться. Мы к ней давно привыкли и не мыслим без нее современную жизнь. Реклама везде — в телевизоре, в компьютере, на радио, в газетах, на транспорте… На улице взгляд постоянно натыкается то на перетяжку, то на цветастый баннер, то на яркую вывеску.
Есть ли польза от такого обилия рекламы? Может, это просто способ получения информации о том или ином товаре? Да, наверное. Но только лет 100−150 назад. Ведь сейчас реклама — это отдельный вид бизнеса, который кроме огромных денежных потоков, находящихся в нем, имеет возможность контролировать и программировать общественное сознание отдельных слоев населения. Ведь сейчас мы должны сделать «правильный» выбор, а не просто узнать о существовании товара.
Конечно, всем известно, что покупатели охотнее возьмут тот товар, который лучше разрекламирован, нежели тот, о котором они ничего не слышали. И хотя многие догадываются, что количество рекламы отражается на конечной цене, так как она заложена в его стоимость, выбирают такие продукты, считая их качественными, недорогими и безопасными.
Почему же мы останавливаем свой выбор на известной марке, иногда, даже невзирая на цену? Может, мы хотим быть «как все», не отставать от жизни, повинуясь мнению, навязанному с телеэкрана? А задумывались ли вы, что же необыкновенного в таком товаре, и чем он лучше того, который лежит рядом?
Никто вот так прямо обманывать нас не будет — это запрещено законодательством и контролируется специальным органом. Но ведь схитрить всегда можно. Примером косвенного обмана является реклама, которая подчеркивает отсутствие в товаре отрицательных качеств. Например, изготовитель детского питания заявляет, что не использует химических консервантов и искусственных красителей. Но он и не должен их использовать. Или наоборот, обычные качества продукции выдаются за уникальные: «…в нашем продукте количество живых бактерий исчисляется цифрой со многими нулями…». И прибавляет цифру к ценнику. А кто-то просто умалчивает о недостатках — хорошо справляется с грязью, но сушит кожу, или приятно пахнет, но может вызвать аллергию.
Но кто обращает внимание на подобную мелочь, когда на экране телевизора простые люди, почти такие же, как мы, убеждают нас в преимуществе того или иного товара. Или известные артисты уже давно пользуются возможностью сэкономить, выбрать, получить… Они же не могут нам врать.
Но не надо забывать, что там, «за стеклом», свой, обособленный мир, красивый абсурд, приближенный к идеалу и невозможный в реальной жизни. Вспомните рекламу автомобилей — в их городах не бывает пробок, а из любой грязи авто всегда выезжает чистым. Там могут разговаривать животные, вещи, вымышленные персонажи, а все продукты имеют такой аппетитный вид…
Кто является настоящим ценителем рекламы, так это дети. Они могут завороженно смотреть на мелькание ярких картинок или упоенно созерцать цветные иллюстрации в журнале. А потом подойти и наивно спросить: «А ты мне купишь такую?». Или при начале очередного ролика вместе с его героями безошибочно озвучить любую запомнившуюся сценку. К сожалению, поведение героев не всегда является для них примером.
Но и среди взрослых есть немало похожих на детей, завороженных рекламой людей, хотя большинство все же фильтрует и анализирует полученную информацию. Ролики по телевизору изо всех сил стараются создать потребность, и у некоторых такая потребность возникает. Пусть не сразу, но во время очередного похода в магазин может возникнуть жгучее желание купить именно этот товар. Не было ли у вас такого?
Появление технических новинок, лекарственных препаратов, новых магазинов, производителей продуктов, каких-то услуг — это, несомненно, нужная информация, и она находит своего потребителя. В наше время необходимо заявить о себе, и чем громче, тем лучше. Даже небольшой магазин продуктов обязан иметь хорошо заметную вывеску «Продукты», иначе, кроме постоянных покупателей, клиентов у него не будет.
Часто реклама запоминается: яркие краски, игра тени и света, неуловимая жажда жизни в неподвижной картинке. Даже не разбираясь, что рекламируют, готов снова и снова возвращаться к ней глазами. А ролики по телевизору какие забавные бывают! «Сколько вешать в граммах…» — помните? Или: «До первой звезды нельзя, ждём-с…» Даже международные фестивали проводят — «Каннские Львы», например. Или проект «Ночь пожирателей рекламы», где берут деньги за то, что ты будешь ночью смотреть рекламные ролики!
Бывает, что некоторые клипы просто поражают воображение красотой и совершенством и простых зрителей, и неискушенных потребителей того или иного товара. Чтобы сделать подобную вещь, несомненно, нужен талант, так же, как и в любом другом виде искусства.
И только нам, простым обывателям, становится все сложнее разобраться во всем многообразии той информации, которая окружает нас со всех сторон, иногда действуя все настойчивее и агрессивней. Поэтому попробуйте погасить раздражение, вызванное очередной рекламой, и оцените ее с точки зрения полезности для себя. Ведь реклама — это все-таки не самая большая проблема в жизни, а веселые и добродушные ролики часто несут позитивный эмоциональный заряд.