Что мы знаем о комарах? От комаров у нас есть...
Зов влаги
«Был комарик-комаришка, стал комар-комарище». (Русская поговорка)
Поговорив о неприятной теме кровососания, мы возвращаемся непосредственно к нашей комарихе, уже насосавшейся крови. Вот она тяжело поднимается в воздух и медленно летит, рискуя быть убитой своим донором. Если всё обойдётся, начинается следующий этап размножения — созревание 150−200 яиц. Надо отметить, что на это благое дело уходит почти весь белок выпитой крови (себе комариха оставляет лишь кроху).
Любовь к влаге у комаров неслучайна — после созревания яиц самка тут же отправляется на любой водоем (от пруда до лужи), где можно их отложить. Из отложенных на поверхность воды яиц вылупляются червеобразные личинки, которые тут же цепляются хвостиками за пленку воды и зависают головами вниз. Именно через отверстие на конце хвостика они и дышат. Впрочем, в случае опасности личинки (и даже куколки) способны совершать заныры на самое дно. С момента откладки яиц до появления из куколки взрослого летуна проходит не более двух недель (при благоприятных условиях, конечно).
Продолжительность жизни самки летом — около 2-х месяцев (самцов и того меньше). Однако где-то к осени появляются самки, которые не откладывают яйца, а активно накапливают жировые запасы для последующей зимовки, которую они проводят, забившись в разные щели и прочие укромные места. Весной эти самки способны отложить первую кладку без спаривания.
Не всем комариным нужны водоемы. Например, личинки тропических москитов приспособились к развитию во всяких гниющих органических остатках (правда, при условии достаточной влажности). Белые червячки, что попадаются нам в испорченных грибах — тоже личинки комара, так и названного — грибной.
Благодаря личинкам — точнее, их дивному поведению, получил свое прозвище и ратный комарик. Эти червяки способны собираться в длинную «змейку» и таким манером переселяться на новые места. В старину люди, встретившие подобные «ратные» отряды, пугались и считали их появление предзнаменованием войн, неурожаев и прочих бедствий.
Но, наверное, самой знаменитой комариной личинкой является личинка более известная под названием «мотыль». Именно этих красных червячков специально разводят, как корм для аквариумных рыбок или наживку для рыбаков.
Одни из самых мелких комариных личинок — личинки галлицы — без лупы их не рассмотришь. К тому же они прячутся в самые разные части растений — побеги, листья, цветки. Там они выделяют специальные вещества, заставляющие растительные клетки расти и делиться. Такие — ненормально развитые — органы растений называют «галлы». Стоит отметить, что каждый определенный вид галлиц связан только с определенным видом растения. Поэтому, если самка ошибется в ботанике, — личинка погибнет.
Среди галлиц можно отметить и вовсе оригинальный вид — миастор. Он способен размножаться еще на стадии личинки. При этом созревшие детишки просто прогрызают свою мамашу изнутри, чтобы, выйдя на свободу, повторить ее участь. Только, когда «растиражируются» в достаточном количестве, они окукливаются и после превращения в крылатую особь разлетаются с целью расширения ареала. Хорошее отношение к комарам?
«- Значит, ты не всех насекомых любишь? — продолжал как ни в чем не бывало Комар. — Я люблю тех, которые умеют говорить, — отвечала Алиса. — У нас насекомые не разговаривают. — А каким насекомым у вас радуются? — спросил Комар. — Я никаким насекомым не радуюсь, потому что я их боюсь, — призналась Алиса». (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»)
«Я поймала комара. Та-ра, та-ра, та-ра-ра! Комаришку я люблю, Тру-лю-люшки, тру-лю-лю!» (Н. Носов «Приключения Незнайки»)
Как ни странно, не у всех комары вызывают стойкую неприязнь. Более того — большинство комаров такой неприязни просто не заслужили. Не буду повторять заезженный экологами аргумент о комарах, как «важном звене пищевой цепочки природного сообщества». Никому из покусанных комарами от этого не легче. Скажу другое — кровососущих комариных в природе, оказывается, не так уж много.
М.Н. Цуриков: «В нашей фауне можно встретить представителей 32 семейств комаров, из которых лишь внутри 4 имеются кровососущие виды. Таким образом, всего несколько видов кровососов принесли дурную славу всему комариному царству».
Например, живущие на влажных лугах и полянах комары-долгоножки, несмотря на свой пугающий вид, питаются только растительными остатками и никакого отношения к малярийным комарам (как думают некоторые) не имеют. Упоминаемые выше, производители мотыля — комары-звонцы (это им принадлежит тот специфический звон, раздающийся вблизи водоемов) — также совершенно безобидны.
Отдельным работникам культуры удалось придать сочувственный и романтический ореол даже обычному кровососущему комару. Безусловным героем среди литературных комаров бесспорно выступает «маленький комарик» К. Чуковского, освободивший от злого паука Муху-Цокотуху (т.е., по сути, одно вредное насекомое спасло другое вредное). Второе место среди знаменитостей мы отдадим комару, в которого для тайных разведцелей обращается князь Гвидон — герой «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Достаточно романтично и сочувственно выглядит наш герой, как в песне В. Высоцкого: («…Вечный смертник — комар /разбивался у самого носа, /Превращая стекло лобовое /в картину Дали»), так и в песне Е. Летова («Предрассветный комар опустился в мой пожар /и захлебнулся кровью из моего виска…»). Еще более трогательное отношение комару мы можем встретить у того же Летова в следующем стихотворении:
«Пролетел комар, как ангел Над бессонной простынёю Над растерянной подушкой Развороченной постелью И вонзился Окунулся Позабылся Засмеялся В самом центре В самой гуще В небесах моей ладони Словно аленький цветочек Словно гвоздь Непрошенный».
Во как! Дальше — больше. Мною обнаружилось, что у некоторых поэтов докучливое гудение комара способно вызывать приятные, а то и ностальгически-патриотические чувства — будь то еврей Мандельштам, рязанский мужик Есенин или дворянин Набоков.
О. Мандельштам:
«…Я не знаю, с каких пор Эта песенка началась, — Не по ней ли шуршит вор, Комариный звенит князь?»
«Мне жалко, что теперь зима И комаров не слышно в доме…»
С. Есенин:
«Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров…»
В. Набоков:
«Над землею стоит голубеющий пар. Почки лип озарили аллею; и с нелепою песенкой первый комар мне щекочет настойчиво шею…
И тоску по иной, сочно-черной весне — вдохновенное воспоминанье — ах, какую тоску! — пробуждает во мне комариное это жужжанье…"
«…и так в Россию вдруг потянет, обдаст всю душу тошный жар, — особенно, когда комар над ухом пропоет, в безмолвный вечерний час…»
Воистину и комар — «наше всё».
Анекдот: В походе: — Фу-ух… Рядовой, вы взяли что-нибудь от комаров? — Так точно, товарищ сержант! От комаров я взял всё самое лучшее — скорость, ловкость, смелость, упорство!