Скорую вызывали?
Когда мне было двадцать лет, я осталась без стипендии из-за тройки по историческому материализму. На четвертом курсе это очень обидно. Один хороший человек, увидев мою огорченную физиономию, спросил: «А хочешь, я тебя на скорую устрою фельдшером?»
«Хочу!» — радостно сказала я.
С тех пор мы со службой скорой и неотложной медицинской помощи не расстаемся.
Итак, какие люди и зачем вызывают скорую? Опыт показывает, что есть несколько категорий страдальцев.
Первая, самая большая — это хронические больные. Наши любимые добрые пожилые женщины. В силу особенностей мышления они ждут волшебника в голубом вертолете, который вернет им молодость и сделает так, чтобы не кружилась голова, а заодно покажет кузькину мать нерадивому сорокапятилетнему чадушке. Вызывают два-три раза в сутки, врачей тем не менее не любят. Ключевая фраза: «Сделайте хотя бы укол, все равно вы больше ничего не знаете». На предложение обратиться в поликлинику реагируют бурно, сообщают много интересных подробностей о своем участковом докторе и его родне по материнской линии. Таблеток не признают, потому что это химия.
Вторая категория — заботливые родственники. Суббота и воскресенье для скорой — это родительские дни. Ключевая фраза: «Я решил, что маме (папе, реже тете или бабушке) пора провериться».
К третьей категории чаще выезжают педиатры. Это мамочки, молоденькие и не очень, которым показалось. Канонический незабываемый случай — выезд по поводу укуса клопа. Требовалось всего лишь доходчиво объяснить, что клопы не разносят бешенство.
Достойно представлены в классификации алкоголики, бытовые пьяницы и случайные жертвы перепоя. На вопрос, силком ли им заливали в горло огненную воду, обычно долго трясут головой в поисках ответа. Разговаривают чаще на русском матерном.
И, наконец, пятая категория — это люди, которым действительно нужна экстренная помощь. Инфаркты, стенокардии, кризы, несчастные случаи, хирургические проблемы… Самое печальное, что как раз они часто терпят слишком долго.
Лично я совершенно уверена, что вызвать скорую имеет моральное право любой человек и по любому поводу. Даже если ему просто показалось, что температура 37,5 по Цельсию угрожает его жизни, здоровью и светлому будущему. Больной часто не в состоянии адекватно оценить степень угрозы и тяжесть ситуации, и ничего в этом страшного или позорного нет. Я не раз и не два выезжала на достаточно серьезные и неимоверно запущенные случаи, с которыми было ой как непросто разобраться — именно потому, что герои тренировали силу воли, превозмогая боль, или активно и долго занимались самолечением. Поэтому стесняться не нужно.
Тем не менее хочется еще раз отдельно рассказать, какие ситуации требуют немедленного обращения за помощью.
Во-первых, это ситуация острой незнакомой боли. Голова, живот, грудная клетка — неважно. Острая боль — повод для срочного обращения.
Во-вторых, конечно, несчастные случаи. Травмы, ожоги, электротравма, аварии — здесь обычно проблем со своевременным вызовом нет.
Во время эпидемии гриппа случаются разные неприятные осложнения и сопутствующие заболевания. Поэтому запомните, что немедленно вызывать скорую надо, если на фоне высокой температуры:
— обнаруживается любая сыпь;
— возникает сильная головная боль и/или многократная рвота, не приносящая облегчения;
— происходит любая, даже кратковременная, потеря сознания;
— возникают судороги;
— у детей до года — наблюдается жидкий стул чаще пяти-шести раз в сутки;
— больной бледнеет, становится вялым и апатичным.
Родителям маленьких детей надо быть внимательными. Если ребенок на фоне полного здоровья или небольшой температуры вдруг начинает заходиться в грубом «лающем» кашле — не теряйте время, вызывайте врача немедленно.
Само собой, любое кровотечение (конечно, кроме регулярных женских недомоганий) — абсолютный повод для вызова скорой. Даже с виду безобидное носовое кровотечение вполне может быть маской гипертонического криза.
Остальное — по ситуации, всего не предусмотришь и в одной статье не опишешь. Еще раз: есть проблема — не ждите, что она рассосется сама. Время дорого, не тратьте его на чтение медицинской энциклопедии, там все равно про вас ничего не написано.
Как вести себя до приезда скорой? Спокойно. Без паники и истерики. Не делать лишних движений, не принимать незнакомых лекарств. Не устраивать безумных плясок у постели больного, ему и так невесело.
Что говорить приехавшему доктору? Правду. И не бойтесь что-то упустить, все, что нужно, мы у вас переспросим.
В Интернете часто и страстно обсуждают, как правильнее встречать бригаду скорой, дабы с гарантией получить наикачественнейшую помощь. Мнения разделяются. Многие предлагают сразу спускать собак, но все же народ у нас добрый, поэтому обычно сходятся на том, что лучше гуманно прижать доктора к стенке и, поигрывая ножичком, изложить свое видение проблемы.
Потому что в медицине вообще и в экстренной помощи в частности у нас нынче разбираются все. Кроме врачей скорой, разумеется.
В жизни все не так печально, хотя отношение широких масс к нашей службе очень забавное. Встречаются чаще всего три позиции:
Скорая — это сфера обслуживания. Все «они» рвачи, ворюги и ничего не понимают. Тем не менее пусть спасают нас от всего, раз обязаны. А иначе мы будем жаловаться! Скорая должна нас любить. Сочувствовать, гладить по головке и танцевать стриптиз по требованию. А иначе мы будем жаловаться! Скорая — это волшебники. Вот сейчас «они» приедут и за пять минут вылечат меня от ожирения четвертой степени, диабета и полиартрита. Но сначала их надо запугать тем, что мы будем жаловаться!
К сожалению, ни одна из этих моделей поведения не способствует налаживанию нормальных отношений между пациентом и бригадой. Страдают от взаимонепонимания обе стороны. В народе рождаются страшные истории о врачах-убийцах.
Врачи, особенно молодые, грамотные и самолюбивые, проглатывают незаслуженные огульные обвинения и приходят к выводу, что пора менять профессию на более уважаемую. Многие меняют. Самое смешное, что работы у бригад скорой помощи меньше не становится.
В реальности же имеется вполне работоспособная система оказания экстренной бесплатной помощи на догоспитальном этапе, сиречь на дому, на улице, на рабочем месте, в подвале, на крыше поезда и где угодно еще. Не идеальная, конечно, но неплохая. И в этой системе работают опытные и толковые профессионалы. Другие просто не задерживаются. Вы будете смеяться, но наша служба — тяжелая круглосуточная ломовая работа. И то, что она любимая, не делает ее легче.
Я совсем не призываю вас к сочувствию или хотя бы к пониманию наших сложностей. Я просто хочу сказать, что человека, которому вы прямо сейчас собираетесь доверить ни много ни мало, а свою единственную и неповторимую жизнь, все же не стоит встречать угрозами и кулаками (а так бывает, вы уж мне поверьте). Тем более что не он вломился к вам в дом с пистолетом, а вы сами его вызвали.
И мой любимый анекдот.
Говорят, как-то раз Будда решил поработать на скорой помощи. И вызвали его к парализованной бабушке. Посмотрел на нее Гаутама и сказал: «Вставай, бабуля!»
Бабуля встала, Будда порадовался и поехал на следующий визит. А бабуля взяла в ожившие пальцы шариковую ручку и написала жалобу министру. Потому что доктор даже не померил ей температуру.