Тестирование (ЕГЭ): преждевременно, нежелательно или невозможно?
Представим себе огромную таблицу с миллионом клеток. Каждая подразумевает определённое знание. Что-то выучить — закрасить клетку. Или зажечь свет в окне огромного дома. Когда проснулся, тогда и начал зажигать. Все окна горят разве что у гениев, но нам важно знать, горят ли они на таких-то этажах. Если да, точно да, то даём свидетельство об этом, чтобы показать можно было при необходимости.
Нам ведь не только учиться хочется, но и работать, зарабатывать, самореализовываться. Нам надо устранить известную дилемму: или учимся, счастливые удовлетворением любопытства, или устраиваемся в этой жизни благодаря энергичной малоинтеллектуальной деятельности.
Все бы хотели были вполне счастливыми, то есть удовлетворять любопытство, заниматься интересным делом и улучшать своё материальное положение одними и теми же действиями, но мало кому даётся такой шанс. Не нуждается мир в большом количестве умных, свободных и радостных. Или, если быть точнее, в них не нуждаются бесчисленные малоумные, несвободные и безрадостные. Это в их мире «без бумажки я букашка, а с бумажкой человек». Бумажка — нужна. И только потому тестирование — не развлечение, а дело серьёзное и тревожащее.
Любое тестирование сообщает не о степени заполнения гигантской таблицы, а о присутствии такого-то набора заполненных клеток, зажжённых окошек. Если что-то есть, то это присутствие будет показывать каждый валидный тест.
ЕГЭ — это множество тестов, проверяющих, есть ли на самом деле определённые базовые элементы. Одно и то же проявляется во многих заданиях, если оно есть, и при умении видеть эти базовые элементы легко определить ложь, подделки и несистематизированные знания.
Но кто, кроме разработчиков и людей с повышенной проницательностью, способен это видеть? Возмущаемся, вынуждая снижать интеллектуальную подоплёку ЕГЭ до нашего понимания. Нам бы другое сделать.
Представьте себе ещё раз таблицу на миллион клеток. Вы увлеклись вышиванием крестиком, достигли определённых успехов и обратились к тестирующим, они освидетельствовали ваше новое умение. Теперь вы увлеклись строительством домов из соломенных блоков, показали результат, освидетельствовали. И вдруг представилась вакансия ландшафтного дизайнера. Для этой профессии требуется такой-то набор из тысяч клеток. Вы накладываете требование на то, что уже имеется (надо ли объяснять, в чём пересекается вышивание крестиком с дизайном?), и получаете рекомендацию насчёт тех спецкурсов, которые вам надо пройти, чтобы нужный контур был заполнен. А не учитесь, как это получается сейчас, тому, чем владеете порой на порядки лучше преподавателей.
Модули + тестирование = хобби + документ = увлечение + применение = непрерывное эффективное образование и… отмена нынешнего трудового законодательства.
Потому что вы можете вдруг обнаружить, что у министра экономразвития нет даже трети того, что требуется для занимаемой должности, а у вас есть почти всё.
Тестирование подрывает всё… что должно быть подорвано.