Краткий ликбез по работе навигаторов. Что такое «холодный» и «горячий» старт навигатора?
Базовыми для понимания особенностей «холодного» и «горячего» старта являются понятия альманаха и эфемерид, которые были рассмотрены немного раньше. Кратко: альманах — общие данные о параметрах орбиты навигационных спутников; эфемериды — данные, уточняющие эти параметры для конкретного спутника в конкретный момент времени.
Знаниями мы уже вооружены, давайте разбираться. Общий алгоритм работы навигатора
Именно общий — все до мелочей знают только разработчики. Итак, после включения навигатор начинает совершать попытки установить связь с одним из навигационных спутников.
Первый же спутник, с которым связь была установлена, передает навигатору альманах, в котором содержится информация про основные параметры орбит каждого спутника орбитальной группировки этой конкретной навигационной системы.
Одного спутника для определения координат мало. Для этого, например, в навигационной системе GPS их необходимо как минимум четыре. Каждый из этих четырех передает навигатору свои эфемериды — набор уточненных данных про свою орбиту.
В целом, ничего сложного, но вот так незаметно мы и подобрались к тому этапу, на котором будет раскрыта разница между двумя этими видами старта навигатора. «Холодный» старт
Включив навигатор в первый раз или после длительного перерыва в его использовании, получения собственных координат придется ждать. Сколько? Зависит от многих факторов:
от качества приемного блока навигатора; от количества спутников в зоне радиовидимости; от состояния атмосферы; от уровня электромагнитного шума на основных частотах.
При так называемом «холодном» старте навигатора, в его памяти вообще отсутствуют как альманах, так и эфемериды. А может, и присутствуют, но они безнадежно устарели.
В таком случае навигатор должен пройти полный цикл получения этих данных.
Алгоритм его действий примерно таков:
установить связь с первым из найденных спутников; получить альманах, сохранить; получить эфемериды от найденного спутника, сохранить; установить связь еще с тремя спутниками, получить от них эфемериды, сохранить; на основе эфемерид, зная местоположение спутников, вычислить собственные координаты.
Немало действий, правда? На все это необходимо время. Потому старт и называют «холодным» — навигатору нужно время на «разогрев», подготовку к работе. «Горячий» старт
Кардинально отличается от «холодного» тем, что на момент включения в памяти навигатора уже находится актуальный альманах и актуальные эфемериды. Вспоминаем, что данные альманаха действительны 30 суток, а эфемерид — 30 минут.
Значит, старт может быть «горячим» только в том случае, когда питание отключается только на весьма непродолжительное время.
Алгоритм работы навигатора значительно упростится:
установить связь со спутниками; если необходимо — обновить эфемериды, сохранить; на основе эфемерид, зная местоположение спутников, вычислить собственные координаты. «Теплый» старт
Кратко. Навигатор располагает актуальным альманахом, но все без исключения эфемериды устарели, значит, необходимо получить только их. Расставим все по местам
Если расставить в порядке возрастания времени, необходимого для определения навигатором приемника после включения, получится такая последовательность: «горячий», «теплый», «холодный» старты.
Теперь характеристика навигатора «время холодного/горячего старта» не только не сможет смутить знающего человека, но и даст возможность продемонстрировать свои знания. А ведь все не так уж сложно!
В алгоритме работы навигатора при «холодном» и «горячем» старте упоминалось о вычислении навигатором своих координат.
О том, как эти координаты вычисляются, и о большом значении малых отрезков времени поговорим в следующей статье.