«Денежный» метод воспитания - что он дает?
«Каждый ребёнок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Самым популярным и самым действенным методом воспитания ребёнка в семье человечество всегда считало метод «кнута и пряника». Лишь в некоторых странах — например, в Японии — маленьким детям позволительно делать всё, что им заблагорассудится, но и это длится до определённого возраста. В основном же во всём мире к детям, с момента их рождения и до полной самостоятельности, практиковались две чудодейственных педагогических силы — наказание и поощрение.
Наказывали отпрысков везде примерно одинаково: за мелкие шалости и провинности, например, запирали ребёнка в тёмный чулан или лишали сладкого, за провинности посерьёзнее, такие, как хроническая школьная неуспеваемость, неуважение старших, мелкое воровство — ставили на колени на горох, часто доходило и до рукоприкладства. Но теперь во многих странах приняли такие законы, которые автоматически сводят все жёсткие родительские методы наказания детей к уголовному преступлению с примерно такой формулировкой: «родительская тирания».
Наверное, это правильно, кнут — «варварское наследие тёмной эпохи». Но сейчас процесс родительского воспитания заметно усложнился, ведь в арсенале у родителей остался один только «пряник». А теперь давайте вспомним, что родители в наше время все сплошь заняты своей карьерой, воспитывать им детей особо некогда. Но воспитывать-то, пусть и второпях, но надо. Как это делать? Обычным пряником ребёнка не удивишь. Да и вообще, без «кнута» этот педагогический «пряник» не работает. Значит, необходимо найти прянику достойную замену.
В последнее время — всё-таки век капитализма на дворе — в некоторых семьях практикуется поощрение детей деньгами. Получил ребёнок пятёрку — получи оговоренную сумму, сходил в магазин за продуктами — сдачу забирай себе, помог маме в уборке квартиры — вот тебе, ребёнок, деньги на кино и на мороженое. Не правда ли, удобно? В зависимости от достатка в семье, денежные вознаграждения варьируются, но смысл такого воспитания сводится к одному: хочешь иметь деньги на карманные расходы — постарайся нас не огорчать; хочешь ноутбук — будь добр, заканчивай четверть хотя бы без троек.
И дети стараются, некоторые — изо всех сил, борются за каждую положительную школьную отметку, порой доходит до нервных срывов. Некоторые педагоги теперь проводят с нами, родителями, разъяснительные беседы по поводу того, что школьная оценка для ребёнка — это не главное. Однажды на родительском собрании классная руководительница моей дочери рассказывала — один ребёнок прямо так и кричал учительнице в лицо: «Мне теперь из-за вашей двойки кроссовки не купят!» Кричал исступлённо, со слезами на глазах. Конечно же, случай редкий, в том смысле, что не каждый ребёнок отважится такое крикнуть учительнице в лицо.
Но что творится в душах тех детей, для которых — благодаря родительской инициативе — школьные классы превратились в места, где можно хорошо подзаработать. Может быть, в целях защиты этих детей пора издавать указ, по которому родители не будут иметь право лишать детей подарков за плохие оценки. А лучше уж вообще, в конце каждого учебного дня, независимо, оттого, что у него в дневнике — мы обязаны встречать ребёнка на пороге с очередным подарком. А если встретили его без подарка, ребёнок имеет право подать на родителя в суд.
Шутки шутками, но и дети, воспитанные методом денежного поощрения, и их родители, к различным творческим конкурсам и фестивалям подходят с теми же прагматическими «заморочками»: на этот фестиваль мы не поедем, потому что там маленький призовой фонд! А школьные олимпиады — это пустая трата времени, потому что за них вообще не платят. Правда, когда они смекают, что, оказывается, с дипломами победителей олимпиад проще поступить в институт, появляется какой-то интерес.
Конечно, в целях защиты таких родительских позиций можно привести умную фразу: «Цель оправдывает средства». Считается, что цель у школы одна — ребёнок должен получить знания. И не важно, каким способом поощряется процесс обучения ребёнка, — был бы результат. Пусть за кроссовки и за велосипед, но ребёнок из года в год учится на твёрдые пятёрки. Это же здорово. Голова работает, знания растут!
Голова-то работает… Только в каком направлении она работает? В том направлении, что за всё нужно платить? И когда вы вдруг — не дай Бог — окажетесь в таком положении, что не сможете помогать своему ребёнку, не охладеют ли его чувства к вам. Ведь это вы в его душу заложили крепкую моральную установку «за всё нужно платить». Не придётся ли вам «платить» за такое воспитание?
Но не будем забегать вперёд. Сейчас мы говорим о том, как ребёнку, воспитанному учиться за деньги, подступиться к творческим фестивалям и конкурсам? Ведь таким детям тоже хочется выступать на сцене, рисовать, писать музыку и стихи. Да и родители не против, подбадривают чадо: «Станешь какой-нибудь звездой, будешь кататься как сыр в масле». И ребёнок загорается желанием стать звездой. Но привыкший к вознаграждениям за школьные «победы», он ещё не знает: чтобы победить на творческих мероприятиях, одной зубрёжки маловато, нужен ещё и талант. Вы можете платить своему поющему ребёнку за каждую правильно взятую ноту любые деньги, но если он не покорит жюри, победителем он не станет. Можно, конечно, попытаться купить и жюри, но зритель сразу увидит подлог.
В мире искусства давно известно — творец никогда ничего не достигнет, если в момент создания своего шедевра он думает о том, сколько ему за него заплатят. Художник, писатель, композитор, сценарист, артист, исполнитель музыки — да все настоящие мастера в момент творчества полностью погружёны лишь в материал искусства. Творцы как бы отрешены от мира, они отрываются от действительности и живут совсем в другом измерении. В этом суть великой тайны художественного мастерства. Конечно, все мы помним строки Пушкина: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать». Рукопись-то продать можно, но если прагматически подсчитать все затраченные на неё дни, а потом ещё и предположить, что рукопись просто не получится гениальной, то возникает резонный вопрос: стоит ли вообще приступать к написанию рукописи?
Настоящий творец творит только потому, что не может не творить. И, как правило, материальное благосостояние приходит к нему само собой, но, увы, не очень скоро. Поначалу его подстерегает непонимание. Но это не страшно, потому как счастье творческого полёта ни с чем не сравнимо.
Вместо того, чтобы платить ребёнку деньги за его пятёрки, покупайте ему «ненужные» на первый взгляд вещи: гитары, дудки, флейты, самые разнообразные художественные краски, книги, фотоаппараты, репродукции картин, резцы по дереву, наборы для вышивания — короче говоря, всё то, что может побудить вашего ребёнка к творчеству. Нужно, чтобы все эти вещи были на глазах и постоянно дразнили его.
И не говорите, что книги собирают пыль, а гитара не нужна потому, что вашему ребёнку наступил на ухо медведь. Откуда вы это знаете? Вот когда ваш дом превратится в салон музыкальных инструментов, и все поющие друзья вашего ребёнка потянутся к вам в гости — тогда ваш ребёнок и запоёт-заиграет, и у него начнётся новая, прекрасная, наполненная иным великим творческим смыслом жизнь. И начнутся его победы, заслуженные, «выстраданные» бесконечными репетициями.
И кто знает, может быть, однажды ваш ребёнок посвятит вам свои творения, и только тогда почувствуете, что воспитали его…