«Работа». Что скрывается за этим словом для ребенка?

Согласитесь, что нашим детям нравится бывать у нас на работе. Им нравится обстановка — компьютеры, кресла на колесиках, пальмы, зеркальные лифты, аппараты для чая или кофе, ксероксы…

Ну и, конечно, детям приятно, что взрослые им оказывают внимание, дарят блокноты, угощают чаем, обсуждают, как они выросли.

Разумеется, дело не только в положительных эмоциях, которые получают наши дети, находясь на «маминой» или «папиной» работе. Каждый родитель мечтает, чтобы у его ребенка сложился позитивный настрой по отношению к труду в целом. И дети тоже… мечтают поскорее окончить школу, институт, получить профессию и ходить на работу, как мама (папа).

Однако, как показывает практика, отношение детей к работе мамы (папы) и к труду в целом может быть диаметрально противоположным. Судите сами. Некоторые родители вольно или невольно внушают своим детям мысль, что их труд — сплошная каторга, на которую они вынуждены ходить, чтобы прокормить семью. В других семьях дети убеждены, что работа — это удовольствие, ради которого мама с папой оставляют их на попечение воспитательниц, бабушек, нянь.

Таким образом, периодические экскурсии детей на место службы мамы (папы) помогают сформировать у ребенка реальное представление о том, чем занимаются его родители в течение дня.

К тому же почти на каждом рабочем месте ребенку есть чем заняться. Дети с интересом изучают мир, связанный с профессиями мамы или папы, будь то лаборатория, почта, магазин, музей, автосервис и т. д. Конечно, приводить ребенка на работу и присматривать там за ним довольно хлопотно, да и не все сослуживцы порой это одобряют, но для развития ребенка это очень ценный опыт.

Если у кого-то нет возможности привести своего ребенка на работу (на предприятии строгий пропускной режим), постарайтесь познакомить его со своим делом заочно. Ведь наверняка дома у вас есть какие-то фотографии, буклеты, связанные с работой. Поделитесь со своими детьми, расскажите о том, чем вы заняты на работе (насколько это возможно), кто ваши коллеги, из чего состоит производственный процесс.

Да, приводить детей на «красивую» работу прекрасно. Там вежливые тети и дяди, все улыбаются и с радостью встречают любого ребенка. А если мама работает кондуктором в троллейбусе, который всегда переполнен людьми или занимается распространением косметики, ходит с огромной сумкой по различным организациям? А папа временно не у дел, сегодня он на одной работе, завтра — на другой. Обычно честолюбивым людям такое положение вещей дается нелегко.

Мне думается, что правильно поступила одна моя давняя подруга, которая сказала дочери: «Наш папа архитектор, он очень способный специалист, но сейчас он временно занят работой не по специальности. Он ремонтируют квартиры, это у него хорошо получается. И я горжусь им». Главное, не передавать ребенку своих обид на жизнь, даже если вы считаете, что она обошлась с вами не вполне справедливо. Не говорите ребенку, что вы вынуждены сейчас делать эту ужасную работу… Гораздо лучше признаться, что иногда надо и в нелегких условиях находить выход из положения, а не сидеть без дела.

Не зря американский писатель Курт Воннегут заметил, что «шарлатаном является всякий, кто не может объяснить шестилетнему ребенку, чем он занимается».

Да, совсем непросто растолковать ребенку, за что платят деньги. Если мама — врач, то она, понятное дело, лечит людей. Труднее объяснить ребенку, чем занимается биржевой брокер, социолог, психолог, аудитор и т. д. Если служебные обязанности мамы (папы) узкие и сложные для понимания малыша, то опишите ему круг задач, которыми занимается ваша организация.

Необходимо в таком случае также объяснить ребенку, что каждый работающий человек делает что-то полезное и получает за это заработную плату. Дайте понять ребенку, что именно на заработанные деньги можно сходить в магазин за нужными вещами, в парикмахерскую, кино, театр…

Надо заметить, что разговор о деньгах, заработке и профессиях родителям придется вести, пока их дети не вырастут. Ведь то, что усваивает малыш в 5−6 лет, отличается от того, что интересует ребенка в 10−12 лет.

К примеру, появится вопрос, почему не все люди работают? На что живут те, кто не может работать по состоянию здоровья? Если в диалогах родителей и детей на экономические темы взрослые уже поднимали разговор о пенсиях, льготах, налогах, социальной помощи и т. д., то вести дальнейшие беседы с детьми будет легче.

И еще. Маленькие дети часто склонны недооценивать заслуги неработающего члена семьи. Разве маму, оттого что она сидит дома, воспитывает маленьких детей, убирает квартиру, стирает и гладит, можно назвать «бездельницей»? Конечно, нет.

Следует также объяснить ребенку, что его детский сад или школа — самая настоящая работа. И неважно, что за нее никто не платит. Ведь от того, как ребенок с ней справится, зависит его будущее. Но при этом прямую параллель проводить не стоит. Мы знаем немало примеров, когда бывшие двоечники становились успешными бизнесменами, а отличники «прозябали» на низкооплачиваемой работе.

Пожалуй, будет честнее сказать детям, что хорошая учеба расширяет возможности для выбора профессии в жизни и способствует успеху. А это уже немало.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: