Молодёжный центр как локус формирования ценностных ориентаций: реалии и возможности
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и статусом в обществе. Это время перехода от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество даёт возможность становления в социуме, обеспечивает их льготами, но ограничивает в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества.
В молодёжном центре объединяется активная молодёжь, которая формирует свои ценностные ориентации.
Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают способностью усваивать большие объемы информации, повышенной целеустремленностью, оригинальностью и критичностью мышления.
Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлена не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.
Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.
Поскольку функциональной обязанностью молодёжного центра является организация досуговой деятельности молодёжи, то у него есть возможность в процессе неё формировать ценностные ориентации.
Основной целью деятельности молодёжного центра является создание благоприятной атмосферы для духовного, интеллектуального и нравственного развития подростков и молодежи. Отсюда можно выделить основные задачи молодежных центров, которые оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций:
1. Формирование условий для гражданского становления, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
2. Решение вопросов первичной, вторичной занятости и трудоустройства молодых граждан.
3. Создание условий для интеллектуального, творческого и физического развития молодых граждан.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
5. Работа по поддержке деятельности молодежных объединений (проектные команды, активы, инициативные группы) на базе учреждений.
6. Укрепление института семьи и повышение роли общественного воспитания детей и подростков.
7. Поддержка общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, содействие развитию волонтерского движения.
Каждый человек для счастливой жизни ставит перед собой цели, решает задачи на пути к ней. Для достижения определённых целей у человека есть внутренняя мотивация. Она выстраивается из ценностных ориентаций.
Мы сталкиваемся с проблемой навязывания «правильных» ценностных ориентаций в молодёжных центрах. Навязчивый подход к работе с молодёжью отпугивает их. Каждый человек должен прийти к выводам по ценностным ориентациям сам, путём проб и ошибок. А специалисты должны лишь подтолкнуть молодых людей к верному пути.
Стимулирование необходимо для работы с молодёжью. Нужно указывать молодым людям на выгоду от того, что они делают. Так удастся улучшить результат деятельности. Так и с формированием ценностных ориентаций. Главное – это показать все положительные стороны того, к чему ты хочешь привлечь собеседника.
Молодёжный центр должен стать помощником для молодых людей в формировании ценностных ориентаций. Специалисты, работники, дирекция должны быть заинтересованы в этом. Ведь молодёжь это их главная целевая аудитория. А тем более, молодёжь – это будущее России, которое никому не безразлично.