Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - В отношении каких рабочих местработодатель проводит оценку условий труда

В отношении каких рабочих местработодатель проводит оценку условий труда

В отношении каких рабочих местработодатель проводит оценку условий труда

Оглавление:

Какие работодатели и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда


Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ). ! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой.

Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда. Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет.

Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст.

17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.). ! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены.

Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях.

Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно. Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников.

Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано.

Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

13.02.2014 Все рабочие места, вне зависимости от того офисные это рабочие места или же производственные, обязаны проходить специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.). По крайней мере, под первоначальную проверку попадают все категории рабочих мест, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, а также работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. В их отношении проведение спецоценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.

За проведение спецоценки на каждом рабочем месте несет ответственность работодатель, как и за последствия, которые могут возникнуть при работе за ним, поэтому 1 раз в 5 лет он обязан проводить спецоценку на всех рабочих местах, чтобы увидеть фактическое состояние условий труда и предпринять меры по устранению опасностей, если таковые имеются.

Но, что примечательно в новом порядке, установленная периодичность проведения СОУТ обязательна только для рабочих мест, на которых по результатам проведенных исследований обнаружены вредные или опасные факторы производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, – ред.).

А для рабочих мест, которые отнесены к категории

«соответствующих государственным нормативам в области охраны труда»

проводить спецоценку, возможно, придется единожды. Потому как по Федеральному закону № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года такие рабочие места подлежат декларированию, что свидетельствует об их безопасности для работника.

Декларация (документ, выдаваемый на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку при соответствии условий труда) действительна в течение 5 лет, но срок действия продлевается автоматически и на последующий период при условии, что на рабочем месте не произошло несчастного случая и не зафиксировано профзаболевания. Под декларирование попадает большая часть офисных рабочих мест.

Прежде всего потому, что такой фактор, как пульсация света, был отменен. Ранее из-за превышения его показателей довольно часто офисному рабочему месту присваивался вредный класс условий труда. Рабочие специальности также могут подлежать декларированию, если факторы не будут превышать предельно допустимых норм.

А в отношении рабочих мест работников, чьи профессии и должности отнесены к Спискам №1 и №2, спецоценка будет проводиться всегда, вне зависимости от результата. К этой категории мест особо пристальное внимание, потому как они явились одним из оснований замены аттестации рабочих мест на СОУТ. Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам.
Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам. Если рабочее место «списочника» признается безопасным, выплата компенсаций работнику прекращается на срок действия результатов СОУТ.

Но если последующая проверка покажет, что условия труда значительно ухудшились, выплаты льгот возобновляются. Существует также такая категория рабочих мест, которая осуществляет отдельные виды деятельности.

Сюда относятся верхолазы, летчики, водолазы, сотрудники ядерной промышленности и др. Оценка для них не может проводиться с учетом особенностей, которые определены Минтрудом РФ. К примеру, измерения в кабине летчика во время полетов проводить категорически запрещено.

Эксперт по спецоценке не может забраться и на вершину ЛЭП к верхолазу, так как это представляет опасность его здоровью и жизни.

При спецоценке также выделяется категория таких рабочих мест, как нестационарные и аналогичные. Многим работодателям кажется, что если работник не имеет строго определенного рабочего места, значить оценивать его нет необходимости. Это о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами.

Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и др. По закону, данные рабочие места обязаны проходить СОУТ, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений. Ошибкой ряда работодателей является определение нестационарных мест в качестве дистанционного на том основании, что в офисе они появляются один раз в день или один раз в неделю или только ведут переписку по электронной почте т.п.

При этом трудовой договор для них составлен на тех же основаниях, что и для обычного работника. Рабочее место можно считать дистанционным, если с работником будет заключен соответствующий договор. Относительно аналогичных рабочих мест – то эти места, прежде всего, отличный шанс для работодателя в области экономии затрат на СОУТ.

За счет сокращения общего количества рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в однотипном помещении, где работники с одинаковыми профессиями и должностями работают за одинаковым производственным оборудованием, используют идентичные инструменты, материалы и сырье. При наличии данных характеристик, спецоценка будет проводиться только в отношении двадцати процентов рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х рабочих мест. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Заключение

Итак, возможность сократить число рабочих мест, которые должны пройти СОУТ, за счет отнесения их к аналогичным действительно очень полезна для работодателя. Главное в этом вопросе – правильно установить количество рабочих мест в данной категории, а также рабочих мест, в отношении которых все-таки будет проведена спецоценка, и вовремя утвердить список таких рабочих мест. Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры.

Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см.
«»).16 888 Поделиться16 88816 888 Поделиться16 888Популярное за неделю170 61123 48624 94481 6565 178

Автоматические штрафы СОУТ 2020

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  1. компании — от 60 000 до 80 000 руб.
  2. должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2020 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч.
Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч.

2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (при наличии)

6 Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов 7 Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников 8 Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса 9 Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда

Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ

Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже.

Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по .

Минтруд дал разрешение, значит с ними можно работать. Если вдруг вам интересно, какие требования предъявляет Минтруд, к организациям, проводящим СОУТ, можете почитать .

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов.

Ее инициирует приказ руководителя организации.

В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо. Важно: Аналогичные рабочие места Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч.

5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч.

1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • на которых трудятся работники:
  1. одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  2. с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  3. обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
  4. в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

А что делать, если в 2013 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда?

Нужна ли в таком случае специальная оценка?

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е. до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года.

Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  1. получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  2. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
  6. изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  7. ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п.

4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2 Получение заключения

При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  • Оборудование, за которым сотрудники работают.
  • Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  • Режим работы сотрудников.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность.

Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи. Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах.

В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером.

Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса условий труда:

  • Опасные (четвертый класс).
  • Оптимальные (первый класс).
  • Допустимые (второй класс).
  • Вредные (третий класс), есть еще и подклассы.

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами.

В нашем офисе поставили второй класс — это допустимые условия труда. Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.
В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.

В отчете должны быть:

  • Протоколы проведения исследований и измерений.
  • Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  • Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  • Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  • Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  • Карты специальной оценки.
  • Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников.

Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд.

Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ.

Лист ознакомления очень важен:

  1. во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.
  2. во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП;

Обязаны ли все организации и индивидуальные предприниматели проводить специальную оценку? Касается ли данная процедура офисных работников?

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации.

Исключение составляют , а также работники, вступившие в трудовые отношения с , не являющимися ИП. В отношении условий труда и проведение специальной оценки регулируется законами и иными НПА о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, в отношении условий труда всех остальных рабочих мест, в том числе , должна проводиться специальная оценка.

Законодательные и нормативные акты:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Приказ Минтруда России от 10.12.2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»
  • Приказ Минтруда России от 01.08.2012 № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  • Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Как ознакомиться с официальными текстами документов — смотрите в разделе Поделиться в социальных сетях Предыдущая запись Следующая запись

Штрафы за непроведение СОУТ в 2020 году

Начиная с 2020 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ.

Ответственность предусмотрена частью 2 статьи КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  1. на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  2. на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  3. на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;

Подводим итоги

  1. С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  2. Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  3. Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  4. У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  5. С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части.

Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  1. в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  2. раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  3. в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  1. Поиск экспертной организации.

    Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования».

    Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений.

    Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.

  2. Распределение рабочих мест по классу вредности на основании проведенных измерений, составление отчета.

    Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации (как правило, сотруднику лаборатории, проводящей СОУТ) необходимо провести соответствующие инструментальные измерения.

    По их результатам осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда).

    При этом в случае, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на этом рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда. Специальная оценка условий труда на предприятии является основой реализации конституционного права каждого работника на безопасный труд.

  3. Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  4. Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест.

    Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах. На заметку У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест. Если по результатам идентификации вредные или опасные условия труда на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подается в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

  5. Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ).

    Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель.

    В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят.

    Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Эта норма закреплена в Закона № 426-ФЗ.

Основные ошибки при определении аналогичных рабочих мест

Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура.

Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты. Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере.

И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции. Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек.

У них одна и та же должность – оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру.

Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д. Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов.

Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило – спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+