Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Вопросы к антимонопольной службе

Вопросы к антимонопольной службе

Какими вопросами занимается антимонопольная служба Россиии?


ФАС осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) , рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну) . ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности: 1.Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.

2.Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа. 3.Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий. Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров») , повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Понятие Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (сокращенное наименование – ФАС РФ) – специальная организация, созданная в системе государственных органов, которая должна осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением действующего законодательства в сфере защиты конкуренции в различных секторах рынка.

Кроме того, именно на данную организацию возложены обязанности по контролю за такими действиями участников рынка, которые могут привести к образованию монополий либо ограничению конкуренции такими участниками рынка путем недопуска к работе в определенных секторах других участников.Создание произошло на основании специального Указа Президента Российской Федерации под номером 314, изданным в 2004 году.Для того чтобы созданная государственная структура получила максимальные возможности для своего функционирования, в разные периоды времени принимались различные нормативные акты, к числу которых относятся:

  1. в 2004 году было принято также Постановление Правительства Российской Федерации №189 «Вопросы ФАС»;
  2. локальные нормативные акты, которые принимаются в том числе внутри самой Федеральной антимонопольной службы для регулирования функционирования данной службы.
  3. Положение о Федеральной антимонопольной службе. Утверждение данного Положения произошло на основании Постановления Правительства РФ под номером 331, принятом в 2004 году;
  4. Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции», принятый в 2006 году;

Кроме того, регулирование действий данной службы происходит на основании иных нормативных актов, в том числе федерального уровня принятия, которые освещают различные вопросы, связанные с защитой свободного рынка и свободной конкуренции на территории Российской Федерации.

Порядок обращения

В соответствии с , граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в ФАС России и ее территориальные органы.

Виды обращений Граждане могут направлять в ФАС России и ее территориальные органы: 1) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности ФАС России и ее территориальных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; 2) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц, либо критика деятельности ФАС России, ее территориальных органов и должностных лиц; 3) жалобу — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц; 4) иные обращения.

Порядок рассмотрения По антимонопольному законодательству Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 30 дней с возможностью продления на 60 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . Как правильно подать жалобу на действия страховой организации при оформлении полиса ОСАГО читайте . По рекламному законодательству Обращения граждан, указывающие на признаки нарушения рекламного законодательства, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России или ее территориальными органами 30 дней с момента регистрации с возможностью продления на 30 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте .

Как правильно подать жалобу на незаконную СМС-рекламу читайте . По закону о контрактной системе Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 5 рабочих дней с момента их регистрации (в случае надлежащего оформления жалобы).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте . По закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Обращения, квалифицированные как жалоба на нарушение законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, рассматриваются центральным аппаратом ФАС России и ее территориальными органами в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы(в случае надлежащего оформления жалобы). Подробнее про порядок подачи жалобы читайте По законодательству о градостроительной деятельности Обращение гражданина, указывающие на признаки нарушения процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, рассматривается центральным аппаратом ФАС России или ее территориальным органом 7 рабочих дней с возможностью продления на 7 дней (например, в случае запроса дополнительной информации).

Подробнее про порядок подачи жалобы читайте Порядок составления и рассмотрения письменного обращения (предложения, заявления) в ФАС России, направленного по почте или факсу Согласно ст.

7., гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает: — либо наименование государственного органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; — свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии); — почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; — суть предложения, заявления или жалобы; — ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в ФАС России, ее территориальный орган или должностному лицу (статья 8).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФАС России и ее территориальных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 ).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию ФАС России и ее территориальных органов, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (статья 8 ). Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Федеральным законом от 21.07.2011 №169-ФЗ в статью 32 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены изменения, исключающие требование от заявителя документов и сведений, находящихся в распоряжении других органов власти.

При этом указанные изменения не лишают заявителя права предоставлять такие документы в антимонопольный орган. Порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений), направленных в электронном виде Обращения (предложения, заявления), направленные в электронном виде через официальный сайт ФАС России или по электронной почте на адрес , регистрируются в Управлении делами ФАС России с последующим направлением в структурное подразделение ФАС России для подготовки ответа по существу вопроса (входящий номер можно узнать в общественной приемной ФАС России или в Личном кабинете на сайте ФАС России). В случае если обращение носит типовой характер, обращение гражданина направляется в Общественную приемную и ответ на него готовится сотрудником Общественной приемной с помощью специалистов структурных подразделений.

Обращаем внимание, что перед отправкой электронного обращения необходимо корректно заполнить анкету. Автоматически сгенерированное уведомление о получении обращения направляется в электронном виде по адресу e-mail, указанному в анкете (на него отвечать не надо). Ответ заявителю направляется в электронном виде по адресу e-mail, указанному в анкете.

Обращение, направленное через сайт, может содержать вложенные файлы объемом до 2 Mb. При необходимости отправить документы, материалы, фотографии большего объема воспользуйтесь возможностью написать в ФАС России по почте или по электронной почте на . Направить обращение в ФАС России или ее территориальные органы можно также через портал государственных услуг: , пройдя по ссылке и выбрав услугу ведомства.

Это позволяет значительно сократить время подачи обращения при максимальном комфорте, конфиденциальности и простоте осуществления.

Порядок получения услуги прописан на портале государственных услуг. Обращаем внимание, что для подачи обращений в форме электронных документов через портал государственных услуг необходима авторизация в единой системе идентификации и аутентификации, требующая предоставления следующей информации: СНИЛС, номер телефона, паспортные данные.

[video_69] Основания для отказа в рассмотрении обращения: 1) В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.

2) В обращении обжалуется судебное решение (оно возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения).

3) В обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица ФАС России или ее территориальных органов, а также членов его семьи.

4) В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению.

5) В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

6) В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. 7) Если текст обращения написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, или не разбит на предложения.
7) Если текст обращения написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами, или не разбит на предложения.

Сроки рассмотрения обращений граждан (статья 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан») Письменное обращение, поступившее в ФАС России или ее территориальный орган по почте, факсу, через сайт ФАС России рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения обращения может быть продлен на 30 дней (с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение). Соблюдение требований закона «О персональных данных» Информация о персональных данных граждан, направивших обращения в ФАС России или ее территориальные органы, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Соблюдение требований закона «Об электронной подписи» Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Жалоба поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФАС России и ее территориальных органов Получить информацию о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ФАС России и ее территориальных органов можно по телефону Общественной приемной ФАС России: +7 (499) 755 23 23 (доб. 2 в тоновом режиме) Скачать Порядок обжалования можно

Постановление Правительства РФ «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (в ред.

Постановления Правительства РФ от 04.09.2015)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 апреля 2004 г. N 189 ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Список изменяющих документов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, от 29.05.2006 N 335, от 30.12.2006 N 841, от 28.03.2008 N 222, от 27.10.2008 N 786, от 27.01.2009 N 43, от 15.09.2009 N 744, от 28.01.2011 N 39, от 27.08.2012 N 858, от 25.12.2014 N 1489, от 04.09.2015 N 936, от 04.09.2015 N 941) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

N 314

«О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулированию цен (тарифов) на виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489, от 04.09.2015 N 941) 2.

Федеральная антимонопольная служба находится в ведении Правительства Российской Федерации. 3. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. 4. Передать Федеральной антимонопольной службе территориальные органы упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
4. Передать Федеральной антимонопольной службе территориальные органы упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

5. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: а) контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов; (пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 N 222) б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе; (в ред.

Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 841) г) контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; (пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489) д) контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа; (пп.

«д» в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489) е) контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; (пп.

«е» введен Постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 744) ж) определение (установление) цен (тарифов) и осуществление контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов): в электроэнергетике; в газовой отрасли; в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; на железнодорожном транспорте; в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи; в отношении продукции ядерно-топливного цикла; в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации; (пп. «ж» введен Постановлением Правительства РФ от 04.09.2015 N 941) з) рассмотрение разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.

(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 04.09.2015 N 941) 6. Разрешить Федеральной антимонопольной службе иметь до 11 заместителей руководителя, в том числе одного статс-секретаря — заместителя руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 38 управлений по основным направлениям ее деятельности.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2006 N 335, от 30.12.2006 N 841, от 28.03.2008 N 222, от 27.08.2012 N 858, от 25.12.2014 N 1489, от 04.09.2015 N 936) 7. Утратил силу с 28 января 2011 года.

— Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 N 39. 8. Принять предложение Федеральной антимонопольной службы о размещении ее центрального аппарата в г. Москве, ул. Садовая-Кудринская, д.

11. Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Вопрос-ответ. ФАС разъясняет

В данном разделе публикуются ответы ФАС России на часто задаваемые вопросы граждан и организаций. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать Агропромышленный комплекс Антимонопольное регулирование Борьба с картелями Вопросы о деятельности ФАС Государственный контроль за экономической концентрацией Группы лиц ЖКХ Информационные технологии Контроль иностранных инвестиций Контроль органов власти Контроль промышленности Контроль рекламы Общественно-консультативные и экспертные советы Природные ресурсы Противодействие коррупции Размещение государственного заказа Распределение государственного и муниципального имущества Розничная торговля Рынок лекарственных средств Рынок ритуальных услуг Связь Социальная сфера Тарифное регулирование Топливно-энергетический комплекс Транспорт Финансовые рынки Электроэнергетика 19.07.2017 Вопрос Правомерно ли принятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, которыми в соответствующих регионах Российской Федерации устанавливаются предельные размеры торговых надбавок к ценам на отдельные виды продовольственных товаров?

Ответ В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности .

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением случаев, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. В настоящее время в Российской Федерации государственное регулирование цен на продовольственные товары осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221

«О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

. Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239

«О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

, которым утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе: снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Таким образом, действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней), за исключением случаев, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами, противоречат федеральному законодательству.

19.07.2017 Вопрос Считается ли нарушением антимонопольного законодательства необоснованный отказ от поставки продукции по договору поставки?

Ответ Хозяйственные общества осуществляют коммерческую деятельность с учётом возможных коммерческих рисков и должны проявлять должную осмотрительность и осторожность .

Хозяйственные общества осуществляют коммерческую деятельность с учётом возможных коммерческих рисков и должны проявлять должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента. Вопрос неисполнения договора, заключенного по обоюдному согласию, относится к сфере межхозяйственных взаимоотношений.
Вопрос неисполнения договора, заключенного по обоюдному согласию, относится к сфере межхозяйственных взаимоотношений.

Все споры по указанному Договору поставки должны решаться в соответствии с действующим законодательством, в том числе в арбитражном суде. С учетом изложенного, ФАС России отмечает, что поставленные вопросы не входят в компетенцию антимонопольного органа. Одновременно ФАС России отмечает, что последствия неисполнения договора на поставку продукции, в том числе понесенные убытки, репутационный ущерб и другие последствия, также подлежат рассмотрению арбитражным судом.

19.07.2017 Вопрос Считается ли нарушением антимонопольного законодательства, необоснованный отказ от заключения договора поставки? Ответ Пунктом 1 статьи 433 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, . Пунктом 1 статьи 433 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) установлено, что договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

В случае, если письменные обращения хозяйствующего субъекта с предложениями о заключении договоров поставки продукции не содержат существенных условий договора поставки, установленных ГК РФ или иным законом Российской Федерации, это свидетельствует об отсутствии намерений сторон заключить договоры поставок.

07.07.2016 Вопрос Правомерно ли требование Управлений Россельхознадзора об обязательном проведении обеззараживания подкарантинной продукции при оформлении карантинных и фитосанитарных сертификатов вне зависимости от наличия или отсутствия заражения и (или) засорения указанной продукции карантинными объектами? Ответ Статья 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее — Закон о карантине растений) регулирует процедуру карантинного . Статья 27 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее — Закон о карантине растений) регулирует процедуру карантинного фитосанитарного обеззараживания (далее – КФО), определяет перечень случаев, в которых оно может проводиться, но не устанавливает обязательность его проведения в указанных случаях.

Пунктом 20 статьи 2 Закона о карантине растений определено, что КФО — процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности. Из данного определения следует, что при отсутствии вредных организмов в жизнеспособном состоянии проведение КФО не требуется. Пунктом 1 части 5 статьи 15 Закона о карантине растений предусмотрено проведение КФО только в отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами.

Согласно части 4 статьи 16 Закона о карантине растений подкарантинная продукция, размещенная и (или) хранящаяся на подкарантинном объекте, подлежит по выбору собственника карантинному фитосанитарному обеззараживанию, переработке способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, или уничтожению только при выявлении заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинного объекта карантинными объектами. Таким образом, обязательное проведение КФО требуется только в отношении подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами.

22.05.2014 Вопрос Как формируются цены на продукты питания? С чем связан их рост? Ответ Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию и формируются исходя из складывающейся .

Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию и формируются исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (статьи 8 и 35), что ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного ценообразования.

Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (статьи 8 и 35), что ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного ценообразования. Гражданским кодексом Российской Федерации определяется право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно — сбытовыми сетями и реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом (статья 421).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

(далее — Закон о торговле) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением случаев, установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Согласно части 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней. Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239

«О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

предусмотрено государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), а также регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации в отношении таких товаров как: протезно-ортопедические изделия; водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации; лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Федеральная антимонопольная служба России является федеральным органом исполнительной власти, который в частности осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках и на рынках финансовых услуг. ФАС России проводит постоянную работу по контролю товарных рынков, в том числе продуктовых, с целью недопущения необоснованного роста цен на соответствующих рынках, пресечения соглашений и/или согласованных действий хозяйствующих субъектов — участников рынков, а так же соглашений между органами государственной власти, иными органами или организациями, осуществляющими функции органов государственной власти или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществления этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действительно, в последнее время наблюдается рост цен на целый ряд продовольственных товаров, составляющих основу рациона большинства российских семей, в том числе картофель, яйцо куриное, молоко и молочные продукты. Указанные рынки, учитывая их социальную значимость, находятся под пристальным вниманием Федеральной антимонопольной службы и особенно ее территориальных органов, поскольку имеют региональный характер.

Так, за 1 квартал 2014 года территориальными органами ФАС России было возбуждено и рассматривается 48 дел о нарушении антимонопольного законодательства и законодательства о торговле.

Наибольшее число дел возбуждено в Удмуртии, Псковской и Иркутской областях.

Эти дела связаны с различными нарушениями, в том числе с установлением монопольно высоких цен, осуществлением согласованных действий и целом рядом других нарушений. В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при выявлении фактов соглашений или осуществления согласованных действий, установления монопольно высоких или монопольно низких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы выдают предписания хозяйствующим субъектам, органам государственной власти, иным органам или организациям, осуществляющим функции органов государственной власти об устранении нарушений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы.

  1. «
  2. Первая

О ФАС России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года. Указом Президента РФ №373 от 21 июля 2015 года ФАС России переданы функции в сфере тарифного регулирования.

Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004.

Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России — федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек.

Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России — люди в возрасте от 27 до 35 лет.

ФАС России сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта менеджмента качества ISO 9001. 17 января 2012 года ведомством получен первый сертификат, удостоверяющий соответствие стандарту ISO 9001:2008. На протяжении последующих лет Федеральная антимонопольная служба неоднократно подтверждала своё соответствие стандарту качества, актуализируя свою деятельность в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Таким образом, 18 января 2018 года после успешного прохождения ведомством очередного сертификационного аудита, ФАС России получила сертификат соответствия новейшему стандарту ISO 9001:2015.

Часто задаваемые вопросы

Если лекарственный препарат, впервые включенный в Перечень ЖНВЛП в 2018 году, был приобретен организациями оптовой и (или) розничной торговли лекарственными препаратами до включения этого лекарственного препарата в Перечень ЖНВЛП (до 1 января 2018 года) по цене, превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя, при реализации этого лекарственного препарата организациям оптовой торговли и (или) организациям розничной торговли лекарственными препаратами необходимо произвести переоценку указанного лекарственного препарата с соблюдением норм, части 2 статьи 63 Федерального закона от 12.04.2010 № 61 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении лекарственных средств), предусматривающих, что организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации. По вопросу составления в вышеуказанном случае организациями оптовой торговли и (или) организациями розничной торговли лекарственными препаратами Протокола согласования цен ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 6 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865, реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии Протокола согласования цен, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями.

Вместе с тем, организации оптовой торговли и (или) организации розничной торговли лекарственными препаратами, закупившие лекарственный препарат до включения этого лекарственного препарата в Перечень ЖНВЛП в 2018, составляют при его реализации Протокол согласования цен.

В случае, если указанный лекарственный препарат приобретен организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли у производителя лекарственных препаратов, в графе

«Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)»

Протокола согласования цен указывается фактическая отпускная цена производителя лекарственного препарата, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя, а в графе «Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)» указывается зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на этот лекарственный препарат. В случае, если указанный лекарственный препарат приобретен организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли у другой организации оптовой торговли, в графе

«Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)»

указывается цена приобретения лекарственного препарата этой организацией, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя.

По мнению ФАС России, формирование отпускной цены на лекарственный препарат организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли лекарственными препаратами в указанном случае должно осуществляться исходя из цены, указанной в соответствии с вышеизложенным в графе

«Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)»

с соблюдением норм, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств. Если лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП, был реализован производителем до внесения изменений в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП (далее – Реестр цен), в части снижения предельной отпускной цены на соответствующий лекарственный препарат, при этом в реестровой записи это снижение отражено в графе «Дата регистрации цены (№ решения)» как отметка «сниж», то при реализации этого лекарственного препарата организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли лекарственными препаратами (всей товаропроводящей цепочкой реализации этого лекарственного препарата) в соответствии с частью 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств формирование отпускной цены (в том числе размер оптовой и розничной надбавки) в указанном случае осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену производителя лекарственного препарата на дату реализации этого лекарственного препарата производителем.

В указанном случае в графе

«Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)»

Протокола согласования цен указывается зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на этот лекарственный препарат на дату реализации этого лекарственного препарата производителем, реестровая запись о которой в указанном случае содержится в Реестре цен. Вместе с тем, по мнению ФАС России, допускается включение дополнительных сведений в Протокол согласования цен, учитывающих особенности приобретения лекарственного препарата (например, сведения о том, что лекарственные препарат был реализован производителем до снижения зарегистрированной предельной отпускной цены производителя на этот лекарственный препарат), и позволяющих отслеживать правильность формирования отпускной цены на лекарственный препарат при условии обязательного сохранения и заполнения уже имеющихся граф Протокола согласования цен.

Если лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП, был приобретен организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли лекарственными препаратами, а в последствии в соответствии с пунктом 25 Правил государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 Минздравом России отменено решение о государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат (информация о всех отмененных зарегистрированных предельных отпускных ценах на лекарственный препарат доступна на вкладке «Искл» Реестра цен в формате Microsoft Excel), то в соответствии с частью 4 статьи 61 Закона об обращении лекарственных средств не допускается реализация такого лекарственного препарата.

При этом, в случае регистрации Минздравом России предельной отпускной цены на лекарственный препарат после вышеуказанной отмены решения, организации оптовой торговли и (или) организации розничной торговли лекарственными препаратами, которые приобрели указанный в данном случае лекарственный препарат до отмены решения о регистрации предельной отпускной цены Минздравом России, указывают в Протоколе согласования цен в графе

«Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)»

цену, не превышающую новую зарегистрированную предельную отпускную цену на лекарственный препарат.

Формирование отпускной цены на лекарственный препарат организацией оптовой торговли и (или) организацией розничной торговли лекарственными препаратами в указанном случае должно осуществляться исходя из цены, указанной в соответствии с вышеизложенным в графе

«Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)»

с соблюдением норм, предусмотренных частью 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств.

Контроль в сфере государственных закупок

Статья 99 закона о контрактной системе устанавливает, что ФАС России является органом государственной власти, уполномоченным осуществлять надзор в области закупок. Проведение контрольных мероприятий в отношении контрактных служб, заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и других участников закупочных процедур – это то, чем занимается антимонопольная служба в данной сфере.

Наблюдение за размещением заказов на товары, работы и услуги для муниципальных и государственных нужд производится посредством внеплановых и плановых проверок, порядок проведения которых утвержден соответствующими приказами ФАС России.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности – управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления.

Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11. В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82.

Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+