Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Закон об охоте в новой редакции 2020 с комментариями

Закон об охоте в новой редакции 2020 с комментариями

Закон об охоте в новой редакции 2020 с комментариями

В России меняются Правила охоты: замечания к новому проекту

фото: Семина Михаила С Проектом можно ознакомиться, скачав файл формата MS WORD (75Кб) по адресу: . (На появившейся странице нажать на кнопку «СКАЧАТЬ ВСЁ») Считаю возможным высказать свое мнение по отдельным пунктам этого документа. С учетом положений, предусмотренных статьей 19 Федерального закона об охоте, целесообразно Правила охоты (далее – Правила) дополнить подпунктом: 4.7.3. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их общины, а также лица, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, транспортировку продукции охоты и ее реализацию осуществляют свободно (без каких-либо разрешений) на добычу охотничьих животных и отметок в них.

Учитывая, что в настоящее время нередки случаи привлечения охотников, участвующих в коллективных охотах, без наличия путевки у каждого участника, целесообразно пункт 8. Правил изложить в следующей редакции: 8.

При осуществлении коллективной охоты путевка, действующая на всех участников, выдается лицу, получившему в установленном порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Предписания пунктов 11. и 12.

из повелительных (императивных) (всем иметь специальную сигнальную одежду), изложить в рекомендательной форме: 11. При осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волков, шакалов, лицам, участвующим в коллективной охоте, рекомендуется носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, желтого или оранжевого цвета.

12. При осуществлении охоты в темное время суток лицам, участвующим в охоте, рекомендуется носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, желтого или оранжевого цвета со световозвращаюмися элементами. Из пунктов 27, 34, 38, 44 Правил извлечь (исключить) дозволения, касающиеся охоты в течение всего календарного года на копытных, медведей, пушных зверей и пернатую дичь, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, поместив их отдельным пунктом после пункта 14 Правил и исключив при этом слова

«с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами»

, поскольку Правила предусматривают необходимость для коренных малочисленных народов иметь излишние для них разрешения, путевки, осуществлять охоту на территории и в пределах норм добычи, запрещают нахождение в охотничьих угодьях вне сроков охоты с собаками, а также с собаками, не находящимися на привязи, одевать сигнальную одежду и т.д.

После пункта 14 Правил добавить новый пункт 15. 14. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих животных, необходимом для удовлетворения личного потребления и определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Предлагаемая формулировка пункта 15 Правил: Лицам, указанным в пункте 14 Правил дозволяется охота в течение всего календарного года на копытных, медведей, пушных зверей и пернатую дичь традиционными орудиями и способами в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. В пункте 39. Правил добавить слово «промысловая», изложив в следующей редакции: 39.

Любительская, спортивная и промысловая охота на волка и шакала осуществляется в сроки охоты на любые виды охотничьих животных, установленные настоящими Правилами, при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов любого вида. Пункт 42.6. дополнить словами:

«, а также виды, отнесенные законами субъектов РФ к охотничьим птицам»

. 42.6. к иной дичи относятся гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые, отнесенные к охотничьим животным в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также виды, отнесенные законами субъектов РФ к охотничьим птицам.

Необходимо увеличить продолжительность весенней охоты и устранить запрет прерывания, дробления срока охоты.

В пункте 45. Правил цифру «10» заменить на «16», как это было установлено постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 18 (ред. от 25.02.2009)

«О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»

: 45. Охота на пернатую дичь осуществляется с 1 марта по 16 июня, в течение 16 календарных дней (далее – весенняя охота) и в иные сроки, предусмотренные настоящими Правилами.

Соответственно в пунктах 46. и 47. цифру «10» заменить на «16», а также исключить слова «устанавливает единый непрерывный период весенней охоты продолжительностью 10 календарных дней», «установить единый срок охоты в весенний период продолжительностью не более 10 календарных дней». В связи с тем, что сроки весенней охоты, устанавливаемые заблаговременно, редко попадают в оптимальные по погодным условиям сроки охоты, целесообразно предоставить субъектам РФ право самостоятельно устанавливать прерывистый срок весенней охоты (например, 3-4 пары выходных и т.п.).

В связи с недоосвоением ресурсов, необходимостью расширения перечня объектов охоты в весенний период, учитывая, что, несмотря на запрет, рябчик является традиционным объектом охоты в весенний период, целесообразно пункт 48. Правил дополнить словами: «на рябчиков на пищик (манок)», соответственно исключив слово «рябчиков» из подпункта 59.37. который устанавливает запрет охоты

«на рябчиков, лысуху, камышницу, серого гуся, белую и тундряную куропатку в период весенней охоты»

: 48.

Весенняя охота осуществляется исключительно на самцов глухарей на току с подхода, на токующих самцов тетеревов из укрытия, на рябчиков на пищик (манок), на вальдшнепов на вечерней тяге, на селезней уток из укрытия, на гусей из укрытия.

Для исключения дискриминации охотников, проживающих в других субъектах, дополнить подпункт 49.7. Правил, добавив в него Ханты – Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало – Ненецкий автономный округ, Магаданскую, Сахалинскую, Томскую, Тюменскую и возможно другие области. 49.7. на белую и тундряную куропатку на территориях Красноярского края, Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутия), Ханты – Мансийского автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало – Ненецкого автономного округа, Магаданской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей: – в период с третьей субботы августа по 20 апреля; Пункт 57.

Правил дополнить исключением и для коренных малочисленных народов и старожильческого населения: 57. Запрещается нахождение в охотничьих угодьях вне сроков охоты, предусмотренных настоящими Правилами, с собаками, не находящимися на привязи, за исключением нахождения с собаками охотничьих пород в зонах нагонки и натаски, которые определены в документах территориального охотустройства и (или) внутрихозяйственного охотустройства, а также лиц, отнесенных к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

В подпункте 59.21. Правил определить понятия «загон», «нагон».

59.21. добыча кабанов загоном, нагоном, а также с применением собак охотничьих пород с 1 января по 28 (29) февраля, за исключением добора раненых кабанов; Подпункт 59.22. дополнить исключением для коренных малочисленных народов и старожильческого населения: 59.22. добыча медведей в возрасте менее одного года, самок с медвежатами текущего года рождения, за исключением случаев добычи медведей в целях регулирования их численности для предотвращения нанесения ущерба здоровью граждан; а также добычи их лицами, отнесенными к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

Из подпункта 59.28.1. исключить указания на улусы, районы, оставив лишь наименования субъектов РФ, а также дополнительно включив следующие субъекты РФ: Ямало – Ненецкий автономный округ, Магаданскую, Сахалинскую, Томскую, Тюменскую и возможно другие области, изложив в следующей редакции: 59.28.

применение петель, за исключением случаев: 59.28.1.

отлова зайца-беляка петлями, изготовленными из одножильной металлической проволоки диаметром не более 0.8 миллиметра и общей длиной проволоки не более 80 сантиметров, в целях осуществления промысловой охоты и охоты в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на территории Республики Саха (Якутия), Таймырского Долгано-Ненецкого, Красноярского края, Хабаровского края, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Чукотского автономного округа, Ямало – Ненецкого автономного округа, Магаданской, Сахалинской, Томской, Тюменской (и возможно других) областей, таким способом, который исключает причинение вреда другим объектам животного мира; Читая подпункт 59.29.

Правил, невольно вспоминается высказывание: «Чудны дела твои, Господи!» (это в отношении разработчиков Правил). Установлен общий запрет на использование

«любых самоловов при добыче пернатой дичи при осуществлении любительской и спортивной охоты»

, но сделано исключение лишь для одного субъекта.

Предлагается это исключение распространить и на другие субъекты РФ, где обитают белая и тундряная куропатки. Учитывая невысокий уровень правовой грамотности инспекторов и правоприменителей в сфере охотничьего законодательства и имеющиеся случаи привлечения коренных малочисленных народов к ответственности за применение силков (петель) при добыче куропаток, а также при промысловой охоте, специально надо оговорить (включить защиту «от дурака», что на этих лиц запрет применения любых самоловов при добыче пернатой дичи не распространяется, дополнив указанный подпункт абзацем прилагаемого содержания.

59.29. применение любых самоловов при добыче пернатой дичи при осуществлении любительской и спортивной охоты, за исключением отлова белой и тундряной куропатки петлями, изготовленными из одножильной лески, диаметром не более 0,6 миллиметров и общей длиной не более 40 сантиметров на территории Ненецкого автономного округа. При промысловой охоте и осуществлении охоты лицами, отнесенными к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, или постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, дозволяется применение самоловов при добыче пернатой дичи. Подпункт 59.30.3. Правил разрешает применение сетей и ловчих приспособлений из сетей лишь при осуществлении отдельных видов охот, в числе которых не упомянута охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни.

Предлагается добавить слова

«и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности»

, изложив в следующей редакции»: 59.30.3. применения сетей и ловчих приспособлений из сетей при осуществлении охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, охоты в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охоты в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности; В подпункте 59.31. Правил, который устанавливает общий запрет применения самоловов для добычи копытных животных и медведей, добавить дозволение на применение самоловов для добычи копытных животных и медведей в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

Нелишне напомнить, что постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 18 (ред. от 25.02.2009) «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» разрешено применение дробовых патронов для добычи копытных животных на переправах, а также применять корализацию т.е. способ добывания дикого северного оленя путем перемещения (загона) стада из естественной среды обитания в специально огороженный участок территории (кораль), где и производилась их добыча.
способ добывания дикого северного оленя путем перемещения (загона) стада из естественной среды обитания в специально огороженный участок территории (кораль), где и производилась их добыча.

Предлагаемая редакция подпункта 59.31.: применение самоловов для добычи копытных животных и медведей, за исключением случаев отлова этих животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а также случаев применения живоловушек для отлова кабана в целях регулирования его численности; В приложении 2 к Правилам охоты предлагается расширить сроки охоты на бурого медведя (не с 1 августа по 30 ноября, как сейчас и как планируется), а с 1 августа по 28 (29) февраля. Численность бурого медведя в большинстве субъектов РФ растет, как и вред, причиняемый им.

Заголовки статей в сети Интернет, как фронтовые сводки:

«Жителей Карелии будут круглосуточно охранять от волков и медведей»

; «Полицейских в городах Камчатки вооружат автоматами для защиты от медведей»; «Медведь растерзал охотника» в Кузбассе; «Медвежие безумие» («Сегодня медведь сжирает на Камчатке двух-трех человек ЕЖЕГОДНО»; «Бурый медведь напал на девушку в селе Усть-Белая на Чукотке»; «В Якутии экс-депутат погиб из-за нападения медведя»; «Медведь загрыз 50-летнюю женщину» (в Забайкальском крае); «Дикий медведь устроился на зимнюю спячку в закрытом челябинском городе»; «В ХМАО егеря застрелили 26 медведей, пугавших людей»; «В Мурманской области медведи прогулялись по городу»; «В Томской области застрелили медведя – «рецидивиста» (нападал на крупный рогатый скот); «В Омской области медведи нападают на домашний скот»; «Северодвинские охотники подстрелили «кладбищенского медведя»; «На Дальнем Востоке объявили охоту на медведя, вырывшего покойника из могилы»; «Медведь разгромил десять захоронений на камчатском кладбище» и т.д. В сети Интернет помещены тысячи видео нападения медведей на человека.

Кроме того следует учесть и тот факт, что представительство Международного фонда защиты животных IFAW в России, которое инициировало кампании, приведшие к запрету зимней охоты на медведей на берлоге, запрету добычи в Белом море бельков гренландского тюленя и т.д., с 2020 года . В статье крупнейшего ученого с мировым именем, заслуженного эколога, специалиста по медведям В.С.

Пажетнова

«Охота – фактор, поддерживающий у бурого медведя страх перед человеком»

сообщается, что запрет охоты на берлоге не обсуждался с учеными и практиками, а был принят с ориентацией на прозападное общественное мнение «радетелей за Природу», считающих охотников убийцами. URL: . Для поддержания у бурого медведя страха перед человеком целесообразно отменить запрет на охоту на берлоге, являющуюся национальным культурным брендом, – говорится в резолюции Второй международной научно-практической конференции

«Состояние среды обитания и фауна охотничьих животных России и сопредельных стран»

. URL: . Согласны с мнением многих ученых и специалистов о том, чтобы медведь не представлял большой опасности для человека он должен сам опасаться человека.

Ведущий научный сотрудник отдела экономики, техники, права и охотничьего туризма ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова, биолог-охотовед, кандидат юридических наук, обладатель звания «Старший научный сотрудник» по специальности 12.00.06 – «Сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое право», присужденного Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР Н.В.

Краев Николай Краев 1 ноября 2020 в 12:17

Статья 3. Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вольерная охота – текст закона

Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 26-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

и Федеральный закон «О животном мире»Принят Государственной Думой 11 февраля 2020 годаОдобрен Советом Федерации 12 февраля 2020 годаСтатья 1Внести в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст.

3735; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 26, ст. 3875) следующие изменения:1) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:«3.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с содержанием и разведением охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.»;2) часть 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:«3. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;3) дополнить статьей 141 следующего содержания:«Статья 141.

Особенности осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания1.

Любительская и спортивная охота в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях физическими лицами, указанными в частях 1 и 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства).2. Земельный участок и (или) лесной участок в границах закрепленного охотничьего угодья, предназначенные для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, предоставляются в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона.

Требования к земельному участку и (или) лесному участку, предназначенным для осуществления любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.3. Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляются на основании охотхозяйственных соглашений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

и имеющими разрешения на осуществление деятельности, предусмотренной статьей 49 настоящего Федерального закона.»;4) статью 22 дополнить частью 3 следующего содержания:«3. Ограничения любительской и спортивной охоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, могут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;5) часть 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:«3.

Правила охоты обязательны для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением деятельности, указанной в статье 141 настоящего Федерального закона.»;6) статью 24 дополнить частью 13 следующего содержания:«13.

Положения настоящей статьи не распространяются на охотничьи ресурсы, находящиеся в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.»;7) статью 49 изложить в следующей редакции:«Статья 49. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания1. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях обеспечения их воспроизводства, размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания, а также их реализации.2.

Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

, на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.3. Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.4.

В полувольные условия и искусственно созданную среду обитания могут помещаться охотничьи ресурсы, изъятые из среды их обитания и находящиеся в собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 2 настоящей статьи.5. Бланк разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.6.

В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, и цели осуществления деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.7.

В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются сведения о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, которым оно выдано, и цели осуществления деятельности по содержанию и разведению охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.7. При содержании и разведении охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускается осуществлять те виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства с использованием объектов охотничьей инфраструктуры, которые указываются в разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.8.

В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются условия их содержания и разведения.9. В разрешении на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются условия доставки охотничьих ресурсов заказчику или размещения их в среде обитания, порядок размещения охотничьих ресурсов в среде обитания.10.

Заявление о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и прилагаемые к нему документы рассматриваются в течение десяти дней со дня их подачи. По результатам этого рассмотрения принимается решение о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче. Основания и порядок принятия решения об отказе в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания устанавливаются в соответствии с частями 13 и 14 настоящей статьи.11.

Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания является действительным с момента его регистрации в государственном реестре разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.12. Выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания аннулируется в случае:1) несоответствия данного лица требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи;2) подачи данным лицом заявления об аннулировании такого разрешения;3) ликвидации юридического лица или смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.13. В решении об аннулировании разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 12 настоящей статьи.

В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об аннулировании такого разрешения копия данного решения направляется лицу, разрешение которого в соответствии с данным решением аннулировано.14. Разрешение на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный реестр разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.15.

Лицо, которому отказано в выдаче разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания или разрешение которого было аннулировано, вправе обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.16.

Порядок подачи заявления о получении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, перечень документов, представляемых одновременно с ним, порядок принятия решений о выдаче такого разрешения или об отказе в его выдаче, порядок аннулирования такого разрешения, ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, форма такого разрешения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

в части 6 статьи 50 слова «частей 5 — 10 статьи 49» заменить словами «частей 10 — 15 статьи 49»;9) статью 53 изложить в следующей редакции:«Статья 53.

Охотничья инфраструктура1. К охотничьей инфраструктуре относятся предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения, в том числе охотничьи базы, питомники диких животных, вольеры, объекты благоустройства, другие объекты охотничьей инфраструктуры. Перечень объектов охотничьей инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.2.

На земельных участках и лесных участках, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в случае, если такие участки предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения.3. В целях обеспечения безопасности граждан доступ на земельные участки и (или) лесные участки, которые расположены в границах закрепленного охотничьего угодья и на которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры, созданные для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, осуществляется только с разрешения юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.».Статья 2Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст.

10; 2007, N 1, ст. 21; N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 17; N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст.

4590; 2013, N 19, ст. 2331; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 53, ст. 8401) следующие изменения:1) в части второй статьи 3 второе предложение изложить в следующей редакции:

«Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.»;2) абзац восьмой части первой статьи 6 изложить в следующей редакции:«выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;»;3) в статье 26:а) дополнить новой частью второй следующего содержания:«Особенности содержания и разведения объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, устанавливаются законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.»;б) часть вторую считать частью третьей.Президент Российской Федерации В.

Путин Понравилась статья? Поделиться с друзьями: Ограничительные меры, принятые в целях предотвращения распространения коронавируса, повлияли на трудовые правоотношения, так как Во вторую часть НК РФ 8 июня 2020 года внесены изменения, целью которых является Президент РФ Владимир Путин 8 июня 2020 года подписал целый комплекс законов, в число С 1 июля 2020 года в Москве вводится экспериментальный правовой режим для тестирования искусственного Федеральный закон 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с 1 июня 2020 года действует в новой На федеральном уровне в России в соответствии с ФЗ-171 от 22.11.1995г., регулирующим оборот алкогольной

Обсуждаем проект новых Правил охоты от 2020 года

22 апреля 2020 года был размещен проект приказа Минприроды России «Об утверждении Правил охоты» с проектом самих «Правил охоты». Согласно представленной информации предусмотрено обсуждение опубликованного проекта до 18 мая 2020 года. К проекту приложена пояснительная записка: В соответствии с пунктом 8 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт.

В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу. Учитывая изложенное, Минприроды России разработан проект приказа, которым предлагается утвердить новую редакцию Правил охоты и признать утратившим силу приказ Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты» и изменения, внесенные в указанный приказ Минприроды России. Проектом приказа предлагается утвердить новую редакцию Правил охоты на основе правоприменительной практики и предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Сами Правила 2020 года имеют отличия как от «Правил охоты» 2010, так и от проекта 2020. Проект 2020 состоит из 79 пунктов, разбитых на 10 разделов.

I. Общие положения II. ТРЕБОВАНИЯ К ОХОТЕ НА КОПЫТНЫХ ЖИВОТНЫХ III. ТРЕБОВАНИЯ К ОХОТЕ НА МЕДВЕДЕЙ IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОХОТЕ НА ПУШНЫХ ЖИВОТНЫХ V.

ТРЕБОВАНИЯ К ОХОТЕ НА БОРОВУЮ ДИЧЬ, СТЕПНУЮ И ПОЛЕВУЮ ДИЧЬ, БОЛОТНО-ЛУГОВУЮ ДИЧЬ, ВОДОПЛАВАЮЩУЮ ДИЧЬ, ГОРНУЮ ДИЧЬ И ИНУЮ ДИЧЬ VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОХОТЕ С СОБАКАМИ ОХОТНИЧЬИХ ПОРОД И ЛОВЧИМИ ПТИЦАМИ VII.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЛОВУ И ОТСТРЕЛУ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ, ОГРАНИЧЕНИЯ ОХОТЫ VIII. ТРЕБОВАНИЯ К СОХРАНЕНИЮ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ, В ТОМ ЧИСЛЕ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ИХ ЧИСЛЕННОСТИ IX. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ ОХОТЫ X.

ИНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХОТЫ Проект имеет три приложения: Приложение 1 «Сроки охоты на копытных животных».

Приложение 2 «Сроки охоты на медведей». Приложение 3 «Сроки охоты на пушных животных». Информация о размещении нового проекта разошлась по сайтам охотничьего сообщества.

Высказывается большое количество несогласий с рядом пунктов и особенно, но новым ограничениям.

Но все это не более чем высказывание наших мнений. В связи с изложенным, есть предложение: Все, кто зарегистрирован на оформить свои замечания и предложения и в письменной форме подать официально через сайт. Для тех, кто не имеет регистрации на и не планирует ее оформить, но желает представить предложения, изложить их в комментариях к этому материалу, примерно до 15 мая 2020г.

В дальнейшем они будут сведены в единый перечень и направлены на сайт . Сайт это официальная площадка обсуждения проектов нормативно-правовых актов. Все предложения, поступившие туда, имеют статус официальных и будут рассмотрены Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Так же их увидит и Минюст РФ.

Именно Минюст РФ в дальнейшем регистрирует проект или возвращает его на доработку.

Но есть одна большая просьба, это одна из просьб работников Минприроды, огульно не критиковать концепцию правил, разделов и/или отдельные пункты. Желательно указывать конкретный текст, название раздела, номер пункта и изменение его содержания с указанием конкретного предложения, что вычеркнуть или что на что заменить.

Если есть, желательно представить определенное объяснение предложений. Вопрос даже конкретной правильной критики не всегда возможно вписать в текст, не затрагивая и не изменяя других положений. Полагаю, что предложенный проект имеет недочеты и оплошности, ряд былых пятен.

Определенные недоработки. Многое необходимо изменить, поправить, некоторое добавить или убрать. Все собранные предложения будут также направлены в «Росохотрыболовсоюз» и другие общественные организации, в редакции охотничьих газет и журналов. В государственные организации, занимающиеся вопросами стрелкового оружия и оказывающие поддержку разрешения проблемных вопросов, связанных с охотничьей отраслью.

В органы государственной власти.

На ресурсе regulation.ruвывешен для обсуждения и предложений проект приказа Минприроды России об утверждении Правил охоты.

Министерство пошло верным путем, отказавшись от внесения очередных поправок и изменений, от которых действующие сегодня Правила больше похожи на штопанное-перештопанное лоскутное одеяло и от которых они стали совсем неудобочитаемы даже для специалистов. По прочтении проект Правил оставляет в целом положительное впечатление.

Правила однозначно становятся лучше. Прежде всего, стал проще и понятнее язык документа. Из текста Правил убрано большинство из многочисленных перекрестных ссылок на пункты, которые делали язык Правил «птичьим-юридическим», трудным для чтения и восприятия людьми, не имеющими специальной подготовки.
Из текста Правил убрано большинство из многочисленных перекрестных ссылок на пункты, которые делали язык Правил «птичьим-юридическим», трудным для чтения и восприятия людьми, не имеющими специальной подготовки.

Авторы проекта явно исходили из того, что Правила охоты существуют не для юристов, а для охотников. И это хорошо. Но некоторые предложенные новации вызывают недоумение, а некоторые – просто досаду. Предлагаю пройтись по всем значимым изменениям и оценить их.

Пункт 3. Охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов (далее – охотничьи животные), их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, в том числе нахождение на дорогах с расчехленным и (или) заряженным с охотничьим огнестрельным, пневматическим, метательным стрелковым оружием (далее – охотничье оружие) и (или) продукцией охоты.

Это новый пункт, переносящий в текст Правил положения Закона об охоте и частично их разъясняющий в части того, что приравнивается к охоте. У нас отсутствует правовая норма, выделяющая дороги из состава охотничьих угодий. Поэтому однозначно положительно оцениваю то, что к охоте приравнивается не просто нахождение на дороге с оружием, а только с расчехленным и(или) заряженным оружием.

Это сразу пресекает, увы, регулярные попытки составлять протоколы на людей, передвигающихся по дорогам, проходящим через угодья пешком или на транспорте и при этом транспортирующим охотничье оружие. Например, накануне открытия охоты охотник идет на базу от остановки автобуса или со станции. Разрешение у него с завтрашнего дня, или он собирается его получить у егеря, который его ждет на базе.

Другой пример, деревенский охотник, у которого пришло время продлевать разрешение на оружие, идет на автобус или электричку, чтобы доехать до райцентра, где расположено подразделение Росгвардии, занимающееся разрешительной работой.

Но все-таки осталась недоработка.

Не решен вопрос перемещения охотников-промысловиков до мест промысла и обратно.

О промысловиках вообще все время забывают, что законодатели, что авторы подзаконных документов.

Часто они передвигаются вне дорог, по рекам или пробитым снегоходом зимникам, имея при себе и орудия лова (капканы), и оружие. Причем оружие часто расчехлено и заряжено, потому как медведей везде много. Понятно, что промысловику по большому счету наплевать на все эти запреты, он у себя в тайге хозяин, и никто его там за карабин за спиной жучить не станет.

Но на то и нормативный документ, чтобы нормально решать все аспекты проблемы. Правильно было бы дополнить пункт следующим положением:

«Охотники, при наличии у них документов, подтверждающих право на осуществление промысловой охоты, могут транспортировать оружие и самоловные орудия охоты к местам осуществления ими охоты по охотничьим угодьям или иным территориям, являющимся средой обитания охотничьих животных, без разрешения на добычу охотничьих ресурсов»

. Пункт 4.1. О том, что охотник обязан

«соблюдать настоящие Правила, а также параметры осуществления охоты, установленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)»

Наконец свершилось то, о чем давно и настойчиво говорили и писали специалисты, прежде всего из тех, кто работает «на земле».

В действующей на сегодняшней день редакции Правил норма, обязывающая охотника соблюдать параметры охоты, устанавливаемые на региональном уровне, отсутствует. Любая ограничительная или обязывающая норма, не подкрепленная санкцией за ее неисполнение – пустая бумажка.

Некоторые, субъекты федерации, далеко не все пытались заполнить этот пробел с помощью своих региональных кодексов об административных правонарушениях.

Но на федеральном уровне все надежнее и действеннее. Пункт 4.6. Требующий

«привести в ненастороженное состояние приспособления, устройства и (или) сооружения для ограничения свободы и (или) добычи животных путем автоматического действия элементов таких приспособлений, устройств и (или) сооружений либо за счет движений самого животного (далее — самоловы) не позднее последнего дня срока действия разрешения, либо при освоении квот добычи охотничьих ресурсов (соблюдении норм добычи охотничьих ресурсов)»

.

Правильное добавление о том, что самоловы должны быть приведены в ненастороженное состояние не только по окончанию охотничьего сезона, но и в случае, если уже добыто количество животных, указанное в разрешении на добычу. Вопрос в другом, кто ж это выполнять будет – сезон-то продолжается, зверь ловится. Да и кто будет контролировать исполнение?

Пункт 9. О том, что

«при осуществлении коллективной охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала в закрепленных охотничьих угодьях путевка выдается лицу, получившему в установленном порядке разрешение»

и пункт 10.1, гласящий, что «лицо, ответственное за осуществление коллективной охоты, обязано присутствовать в месте осуществления коллективной охоты». Эти уточнения пришли в Правила из практики. Потому что нередко бывало так, что разрешение выписано на егеря, а путевка на капитана команды.

Это давало простор для «народного творчества». Лося добыли, а разрешение можно не закрывать, особенно если команда из местных, которым мясо далеко по дорогам не везти.

А разрешение в выходные еще раз использовать можно уже с приезжими городскими охотниками. Опять-таки тот, на кого выписано разрешение, теперь обязан присутствовать, что также ограничивает возможности разнообразных хитрых «манёвров». Пункт 11 вызвал удивление. В нем написано, что «при осуществлении коллективной охоты каждый охотник должен иметь при себе:

  1. разрешение;
  2. охотничий билет;
  3. разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия;
  4. путевку (в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях)»

Пункт требует, чтобы КАЖДЫЙ участник коллективной охоты имел при себе некое, не очень понятно – какое, разрешение и путевку.

Разрешение на оружие указано отдельно, значит, имеется в виду разрешение на добычу. Но в пункте 7 уже сказано, что разрешение выдается на имя ответственного лица, а в пункте 9 – что путевка выдается на имя лица, на чье имя выдано разрешение.

Так при чем тут КАЖДЫЙ охотник, участвующий в коллективной охоте? На лицо явное противоречие пункта 11 требованиям пунктов 7 и 9. Пункт 12. Введено требование обязательного наличия

«специальной сигнальной одежды повышенной видимости красного, желтого или оранжевого цвета»

.

Правильно. Многолетней практикой многих стран доказано, что яркие элементы одежды никак не влияют на добычливость охот, а вот на безопасность влияют в самом положительном смысле. Пункт 13. А вот следующий пункт, требующий, чтобы при

«при осуществлении охоты на копытных животных, медведей, волка, шакала в промежуток времени за час до заката солнца и час после восхода солнца (далее – темное время суток) все лица, участвующие в охоте, обязаны носить специальную сигнальную одежду повышенной видимости красного, желтого или оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала»

вызывает вопрос: «А зачем?» Во-первых, непонятно, кто и когда устраивает коллективные, читай – загонные, охоты в темноте.

Рекомендуем прочесть:  Что такое сгоз по 44 фз

Во-вторых, разве при этом охотников подсвечивают фарами или фонарями?

Ведь световозвращающие материалы работают только при их подсвечивании, а сами по себе в темноте не светятся. Конечно, может, я чего не знаю и поэтому не понимаю всей глубины смысла этой новации.

Но, ей-богу, по-моему, явно перемудрили. Пункт 17.

«Охота на копытных животных, отнесенных законами субъектов Российской Федерации к охотничьим животным, осуществляется в сроки охоты на копытных животных, указанные в Приложении 1 к настоящим Правилам, и в иные сроки, предусмотренные настоящими Правилами»

.

Это очень хитросочиненный пункт. Возникает сразу несколько вопросов:

  • Четкость формулировки. Отнести к охотничьим животным нельзя. Закон об охоте позволяет относить к охотничьим ресурсам. Согласен, что это насилие над русским языком, но приходится придерживаться терминологии федерального законодательства.
  • О каких видах копытных животных тут идет речь? Все дикие копытные животные, обитающие на территории нашей страны в состоянии естественной свободы, либо отнесены к охотничьим ресурсам (см. статью 11 Закона об охоте), либо занесены в Красную книгу Российской Федерации. Есть подозрение, что так тихой сапой готовится акклиматизация белохвостого оленя. Что ж, действительно, отдельные особи этого вида присутствуют на территории страны в диком состоянии. Это одиночные самцы, заходящие с территории Финляндии в приграничные районы Ленинградской области и юга Карелии. Самок с приплодом отмечено не было. Своя дикая группировка не образуется. Все остальные, и довольно многочисленные, белохвостые олени, присутствующие в стране, были завезены в Россию в качестве сельскохозяйственных животных и содержатся в вольерах именно в этом качестве. На сегодняшний день интродукция белохвостого оленя в природную среду невозможна, так как такое действие явилось бы прямым нарушением обязательств РФ, вытекающих из участия страны в Конвенции о биологическом разнообразии, где в статье 8, пункте «h» говориться, что «Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно: …предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды».
  • В Приложении к Правилам указаны очень разные сроки охоты на диких копытных животных, все зависит от вида и половозрастной группы. А еще в пункте указаны и «иные сроки». Так, какие же сроки имеются в виду? Или это оставляется на усмотрение субъекта федерации, объявившего некий гипотетический вид копытного животного охотничьим животным? Тогда надо так и написать. В нормативном документе не может быть положений, допускающих неоднозначное толкование.

Пункт 22. Возвращает егерям, являющимся производственными охотничьими инспекторами право ношения личного охотничьего оружия в угодьях.

Правильное и долгожданное решение.

Пункт 26. Устанавливает, в каком случае считать, что животное ранено:

«В случае ранения копытного животного (наличие крови или иные признаки попадания)…»

. Это верное разъяснение, перекрывающее возможность спекуляций со стороны устроителей охот.

Такие случаи не часто, но случались, когда после стрельбы егерь объявлял, что зверь ранен, хотя никаких признаков ранения не было. Пункт 27. допускает добор раненного животного на территории ООПТ. Понятно, что речь не о заповеднике.

Но в заказнике или на территории зоны ограниченного природопользования национального парка такое вполне возможно. Другое дело, что надо согласовывать с администрацией ООПТ.

Могут разрешить, а могут и не разрешить.

Пункт 28. О возможности добора в угодьях сопредельного охотничьего хозяйства. При этом следует подчеркнуть, что в отличие от ООПТ тут действует не разрешительный (согласование), а уведомительный принцип. Запретить добирать зверя на своей территории сосед-охотпользователь не имеет право.

Надо только поставить его в известность любым возможным способом.

Пункт 33. Определяет порядок добора раненного медведя. Медведь-подранок представляет угрозу не только для охотников, но и для любого человека, оказавшегося в лесу. Поэтому новая редакция Правил совершенно верно увеличила разрешенный срок добора медведя с двух суток до трех. За три дня зверь или сам дойдет от полученного ранения, или его доберут, а если не доберут, то значит, ранение легкое и зверь оправился.

За три дня зверь или сам дойдет от полученного ранения, или его доберут, а если не доберут, то значит, ранение легкое и зверь оправился. Пункт 37. Определяет разрешенные способы охоты на медведя. Таковыми, согласно новой редакции Правил охоты являются:

«охота… с подхода, загоном, с применением собак, с вышки или из укрытия»

.

Возникает вопрос, а берлога? Сезон осенне-зимней охоты на медведя, устанавливаемый Правилами продолжается до 30 ноября. В большей части Сибири, да и на севере Европейской России медведи к этому времени уже залегают. Или решили не дразнить «темно-зеленых» словом «берлога» и молча согласиться, что это такой вид охоты с подхода?

Пункт 42. Наконец-то произошло то, о настоятельной необходимости чего так долго и громко говорили и специалисты охотничьего хозяйства, и охотники!

Теперь разрешено

«при осуществлении охоты на любой вид охотничьих животных, на основании выданного разрешения, допускается добыча волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки»

. Правильное решение. Возврат к хорошей практики советского времени, когда добыча волка и шакала допускалась при любой законной охоте. Пункт 43. Из перечня видов, добыча которых допускается исключительно только самоловами, наконец-то исключили выдру и ондатру.

Это правильное решение. Тем более давно сложилась практика ружейной охоты на эти виды. Пункт 45.2 дает перечень видов птиц, относящихся к разряду болотно-луговой дичи.

Среди прочих указан хрустан. Увы, необходимо его из данного перечня исключить, т.к. хрустан (Eudromias morinellus) занесен в новую редакцию Красной книги Российской Федерации (приказ Минприроды России от 24.03.2020 г. №162). Так что следует исключить его из этого пункта Правил.

Пункт 50. К сожалению не внесено никаких изменений по продолжительности весенней охоты как был срок 10 дней, так и остался. Не «раскошелились» даже на дополнительные шесть дней для охотников с живыми подсадными утками, что давно предлагалось и с чем все были согласны, даже «зеленые».

Пункт 51. Содержит очень правильное разъяснение, что

«весенняя охота осуществляется исключительно на самцов глухарей на току с подхода, на токующих самцов тетеревов из укрытия, на вальдшнепов на вечерней тяге, на селезней уток из укрытия с подсадной уткой и (или) чучелами, на гусей и казарок из укрытия с чучелами и (или) профилями и (или) манными гусями, на турпанов (горбоносого и обыкновенного)»

, и не оставляет вариантов для толкования и разговоров типа «пойдем на вечёрку, пора, уже утки летают». Пункт 53 с подпунктами вносит важное изменение в порядок определения сроков охоты. Субъекты федерации наделяются большими полномочиями в этом процессе, что справедливо.

Теперь Правила устанавливают де-факто рамочный срок охоты, а субъекты могут внутри этих рамок сдвигать его, но не могу при этом делать его меньше определенного количества дней. Пункт 54. Наконец-то дано четкое определение расплывчатого термина «собаки охотничьих пород». Теперь

«устанавливается, что к собакам охотничьих пород относятся собаки, используемые при осуществлении охоты»

.

И гуляющий на опушке дачник с спаниелькой или лабрадором не будет считаться злостным браконьером. Пункт 64.1. В тексте пункта на участке в котором запрещается

«добыча охотничьих животных, находящихся в бедственном положении, беспомощном состоянии, на переправах через водные объекты в условиях стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации»

допущена техническая ошибка. Между словами «водные объекты» и «в условиях стихийного бедствия» пропущена запятая, которая присутствует в аналогичном тексте ныне действующих Правилах, которые запрещают добывать охотничьих животных при их переправе через водные преграды, а новые Правила, если запятую не вернуть на место, запретят добывать зверей при переправе только, если данная территория объявлена зоной стихийного бедствия или введен режим чрезвычайной ситуации.

А в остальных случаях, получается, будет можно.

Пункт 64.2. вводит запрет на

«прижизненную срезку пантов у дикого северного оленя»

. Этим закрывается очень серьезный недавно открывшийся пробел в охотничьем законодательстве.

На панты появился большой спрос, в основном со стороны Китая. И ловкие люди на Таймыре начали промышлять панты без добычи оленей.

При переправе к плывущему оленю подходят на лодке, один держит оленя за рога, другой быстро отпиливает их.

Часто для этого используется бензопила.

Рога в это время еще не окостеневшие, и пилят по живому.

Как показали исследования, от шока, кровопотери, инфекции погибает более 70% животных, подвергшихся такой варварской операции, а выжившие комолые самцы исключаются из размножения. В результате доля половозрелых быков в популяции снизилась почти вдвое, что повлекло за собой и резкое снижение доли телят в 3-4 раза, что ставит под угрозу само существование ранее вполне благополучных группировок дикого северного оленя.

До настоящего времени привлечь к ответственности таких «пантовщиков» не представляется возможным. Дело в том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона об охоте, добыча охотничьих ресурсов – это отлов или отстрел охотничьих ресурсов, а продукция охоты, в соответствии с пунктом 9 той же статьи, — это отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

При операции по прижизненной срезке пантов у плывущего через водную преграду оленя не производится ни отстрела, ни отлова животного, ни даже его временного изъятия из среды обитания. После срезки рогов зверь выходит на берег и уходит. Таким образом, в строгом соответствии с буквой закона, факт добычи отсутствует.

Из этого, в свою очередь, следует, что срезанные у живого оленя панты не являются продукцией охоты, т.к. они получены от недобытого зверя.

Следовательно, ни сама срезка пантов, ни последующие транспортировка, хранение, первичная переработка пантов не могут быть признаны охотой в соответствии пунктом 5 статьи 1 Закона об охоте, и действие охотничьего законодательства на этот варварский промысел не распространяется. Теперь этот пробел будет заполнен.

Пункт 64.4. навел порядок в использовании

«плавательных средств период осуществления весенней охоты»

.

Действующие Правила охоты запрещают

«использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи»

.

Проект новых Правил делает исключение также и для «плавающего укрытия, не находящегося в движении», а также и для «транспортирования добытой дичи». Пункт 64.5. разрешил использовать картечь по кабану, но при этом картечь должна быть не менее 8 мм в диаметре. Ранее кабан не входил в перечень видов копытных животных, для добычи которых можно было использовать картечь.

Это конечно, возвращение к корням.

Кабанов раньше часто стреляли картечью, особенно накоротке. Другое дело, что я бы разрешил использование картечи диаметром не менее 7,5 мм. Дело в том, что картечный патрон дает правильный бой только при использовании согласованной картечи, т.е.

такой картечи, которая укладывается в ряд в чоке ствола без зазоров. Сейчас картечные патроны, как правило, снаряжают с использованием полиэтиленовых пыжей-контейнеров.

Внутренний диаметр этих контейнеров практически совпадает с диаметром чока. Так вот в контейнер 12 калибра в ряд по три картечины лучше всего укладывается именно картечь 7,5 мм, а картечь 8 мм только по две картечины, при чем требуется какие-нибудь дополнительные обкладки, потому что 8-миллиметровая картечь лежит свободно.

При выстреле картечью, лежащей по две в ряд, нижние картечины расклинивают сверху лежащие, и возникает эффект биллиарда.

Картечины разлетаются в стороны, и кучность будет плохая, в кабана попадет лишь часть картечин.

Патроны, где картечь лежит по три в ряд, этого недостатка лишены.

К тому же в патрон 12 калибра помещается всего восемь 8-мм картечин общим весом 24 грамма, а в случае картечи 7,5 мм – 12 картечин весом 30 граммов, что значительно повышает поражающее действие выстрела, столь важное при охоте на такого живучего и опасного зверя, как кабан. Пункт 64.9. запрещает

«применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных, за исключением случаев добычи копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров…»

. На самом деле, по сравнению с действующими Правилами, это послабление и приведение требований в соответствие со сложившейся практикой.

Напомню, что действующие Правила разрешают использование всех перечисленных средств для ночной охоты только при охоте на копытных и медведей с вышек и еще при добыче волка. Пункт 64.10. запрещает

«применение тепловизоров, приборов ночного видения при осуществлении охоты с использованием охотничьего метательного стрелкового оружия»

.

Использование световых устройств при этом не запрещается. Пункт 64.14. запрещает

«применение охотничьего метательного стрелкового оружия при осуществлении коллективной охоты в общедоступных охотничьих угодьях»

.

Смысл этого запрета от меня ускользает. Получается, что в закрепленных угодьях использовать луки и арбалеты при коллективной охоте можно, в общедоступных угодьях – нет. В чем разница, кроме присутствия егеря?

Пункт 64.17. вводит специальный режим охоты на кабанов в условиях опасности распространения африканской чумы свиней. Вводится запрет на охоту в таких ситуациях загоном, с применением собак (за исключением добора раненных животных). Т.е. запрещаются те способы охоты, при которых кабанов активно гоняют, чтобы потенциально инфицированные особи не разбегались по все большей территории.

Следующие два пункта вводят давно ожидаемую регламентацию использования нарезного оружия. Необходимость такой регламентации вызвана следующими соображениями.

Во-первых, бить зверя патроном недостаточной мощности, и опасно, и негуманно. Раненный медведь или кабан запросто могут разобрать охотника на части, к тому же оптимальным считается положить зверя на месте и не доставлять ему лишние мучения. Во-вторых, есть необходимость профилактики браконьерства на копытных животных.

Сейчас, можно взять путевку на рябчика и на законных основаниях находится по лесу с автоматическим карабином крупного калибра. Этим довольно широко пользуются браконьеры.

Вопрос о необходимости регламентации использования нарезного оружия в зависимости от объекта охоты не раз поднимался региональными органами, уполномоченными в сфере охоты. Пункт 64.19. запрещает: 64.19.

при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь, за исключением осуществления любительской и спортивной охоты с таким оружием калибром не более 5,6 мм на тетерева и глухаря в сроки, указанные в пункте 53.2 настоящих Правил; Но, на мой взгляд предлагаемый подход лишь в малой и недостаточной степени решает проблему, попутно вводя необоснованные запреты. По порядку: Почему нельзя с нарезным оружием охотиться на рябчика, вяхиря, клинтуха, горлицу?

Рябчик – это вообще классический «мелкашечный» вид. Тем более что четырьмя пунктами ниже разрешается использовать на рябчика и горлицу пневматическое оружие, которое, как известно, тоже имеет нарезные стволы, а многие модели и по калибру совпадают с малокалиберной винтовкой под патрон кольцевого воспламенения, и используют такие пули, которые из ствола вылетают с той же скоростью.

Использование калибра 5,6 мм по тетереву и глухарю нецелесообразно.

Малокалиберный патрон кольцевого воспламенения (22 LR) для охоты на этих птиц недостаточен и его использование дает большой процент подранков, потерянных для охотника. Широко распространенные в нашей стране калибры 5,6х39 и .223Rem(5,6х45) по птице действуют разрушительно вследствие огромной скорости пули. В результате развивающегося при попадании гидроудара тушки сильно разбивает, часто разрывая на куски.

Не понятно, почему нельзя стрелять глухаря или тетерева из оружия 7,62? Легкие пули таких калибров, как 7,62х39, 308 Win(7,62х51), 7,62х54, 30-06Sprg(7,62х63) имеют не столь высокую скорость и не рвут дичь.

Пункт 64.20. запрещает

«при осуществлении любительской и спортивной охоты применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия калибром более 5,6 мм для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей, более 8 мм для охоты на сурков, бобров, барсука, росомаху, рысь»

.

Опять-таки, калибр 5,6 мм понятие очень растяжимое. Одно дело «мелкашка», для которой разумный предел это голуби, рябчик, заяц, с большой натяжкой тетерев, и совсем другое – 5,6х39 и .223Rem(5,6х45), которые являются достаточно мощными патронами.

Первый создавался для охоты на средних копытных (сайгак и северный олень), а второй как боевой, для отстрела людей. Таким образом, предлагаемая регламентация никоим образом не решает задачи профилактики незаконного отстрела копытных при формальной охоте по перу или мелкому пушному зверю. Для того, чтобы в определенной степени решит это вопрос следует установить запрет использования при охоте на соболя, горностая, ласку, куниц, хорей, норок, колонка, солонгоя, белку, летягу, рябчика, голубей, горлиц охотничьего огнестрельного нарезного оружия под патрон центрального боя.

Все перечисленные виды прекрасно добываются из «мелкашки».

Пункт 64.25. запрещает использовать самоловы при добыче пернатой дичи, но при этом разрешает использование петель для добычи за исключением отлова белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря, в том числе и при любительской охоте. ВАЖНО! Проект новых Правил охоты не содержит запрета на применение петлевых самоловов для добычи охотничьих животных.

Использование петель ограничивается на общих основаниях вместе с иными самоловами.

Раздел Х «Иные параметры охоты» – это новый раздел в Правилах и, на мой взгляд, очень разумный.

Раздел представляет собой краткий сборник основных требований техники безопасности на охоте, что так важно знать охотникам, которые нынче получают охотбилеты, не проходя испытаний на знание охотничьего минимума.

ВАЖНО!!! Данный раздел содержит пункт 76, который устанавливает, что «Проверка боя охотничьего оружия и приведение его к нормальному бою (далее – пристрелка) должна производиться на специально оборудованных стрельбищах или площадках, либо в охотничьих угодьях только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты.

При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или домашнему животному».

Это означает, что охотникам наконец-то вернули их право проверять бой и пристреливать оружие, находясь в угодьях и имея при себе все необходимые документы. Это означает конец произвола ретивых контролёров, которые вместо борьбы с настоящими браконьерами радостно бросились ловить «пристрельщиков», благо их легко вычислить по частым выстрелам, звучащим из одного места.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+